Найти тему

Сага об "Энергомаше". Обед по расписанию

Заводские столовые, сколько их было в моей жизни....

В Ереване

Просторная столовая завода автозапчастей в Ереване, куда мы, студенты, почти не ходили, а ели с термистами в тёмном подвальчике раздевалки, да особо и не поешь с удовольствием за 15 минут рабочего перерыва. Печи не давали долго отлучаться от них.

В ереванском машиностроительном техникуме, где я учился, была у нас прекрасная столовая, кормившая студентов и утром и днём, и вечером. Утром чай горячий, яйца варёные, бутерброды с белым хлебом, с маслом сливочным и абрикосовым джемом. Днём разнообразные супы и на второе или тушёное мясо было или любимые нами шницели, но не плоские, как профессор Лазерсон готовит, а похожие на панированные длинные котлетки. Чаще всего их брали с вермишелевым рассыпчатым пловом с маслом.

Особо любили персиковый компот с плавающим в стакане крупным персиком. Однажды мы с другом Вазгеном опоздали в столовую, гуляли во дворе техникума и забылись. Так вот, осталось нам в столовой только по тарелке чечевичного супа и по стакану сметаны. Ели и вспоминали с ним как в библейские времена кто-то там за чечевичную похлёбку продал своё первородство. Вот, маленький эпизод, а запомнился, и помнится до сих пор в подробностях. Как, интересно, там, в Ереване поживает мой техникумовский товарищ Вазгенка-золотой зуб. Привет тебе Вазгенка, и всем моим товарищам, если прочтёте этот мой опус невзначай.

Прекрасная столовая была на станкозаводе в Ереване, кроме классических общесоюзных блюд, готовили и блюда армянской и грузинской кухни – супы Кюфта-Босбаш, Спас, окрошка Мацнабрдош; вторые блюда – Чахохбили, каша Хариса и божественные сочные лангеты, которых больше я нигде таких не пробовал. Прекрасную подливку к макаронам делал повар не на муке, а на манке, остренькая с коричневым соусом.

За первое, второе и третье блюдо один рубль (это если с лангетом, а так ещё дешевле). Был с большими остеклёнными окнами буфет на территории завода, у технологического бассейна. Там первых блюд не было – покупали или копчёную скумбрию, или колбасу, но чаще всего рыбные консервы в томате (таких сейчас не выпускают, увы), запивали лимонадом или мацонью.

Разрешалось рабочим жарить на плитке яичницу с помидорами. Иногда с ребятами после столовой, приходили в этот буфет отведать прекрасной пахлавы. Ту пахлаву, что продают в Белгороде стыдно называть пахлавой. Так она сильно в худшую сторону разнится по сравнению с той, ереванской пахлавой.

Когда надоест наша столовая с буфетом, ходили в соседнюю столовую консервного комбината. Там ели мы тава-кябабы, гуляши и иногда шиш-кябабы на гриле, пересыпанные красным сладким луком и перцем. Манила та столовая конечно не гуляшами жёсткими, а тем, что там свободно продавали пиво в бутылках.

Иной раз выходили в город отведать грузинских хинкали под водку, или ехали к цирку поесть пирожков с мясом под пиво за высокими столиками, стоя.

В Белгороде

С 1976 года я в Белгороде и работал на "Энергомаше". Большое количество корпусов, цехов и работников предполагало и большое количество столовых. Цеховые столовые были во 2-м, 4-м, 5-м, 6-м чугунолитейном, 7-м сталелитейном, в 11-м, 16-м цехе. В заводоуправлении была столовая и в здании АБК две столовые. Кроме столовых стояли на территории завода застеклённые буфеты, с диетическим питанием, с собственной кухней и у корпуса основного производства буфет с привозной кухней – гарнир с сосисками или котлетами, да компот.

Кроме того, слева, при выходе с завода, находилась 7-я городская столовая с магазином где продавались полуфабрикаты и пирожки с разной начинкой (с фасолью или горохом, помню, они самые дешёвые были – 4 копейки) и буфетом, где иногда подавали заливное с севрюгой. А так, всегда - дежурный винегрет с котлетой, компот или бутылка лимонада. В этот буфет любили после работы заходить рабочие распить с друзьями бутылочку водки под скромную закуску.

Чем кормили в каждой из столовых, какова их особенность и индивидуальность?

Столовая второго цеха была просторна, но не было там кулинарных изысков, да и не так часто я её посещал. Были там обычные стандартные столовские блюда.

А вот столовая 4-го цеха отличалась тем, что время от времени устраивали повара дни национальной кухни. Грузинская кухня – это чаще всего суп харчо и когда пришёл к ним заведующим грузин – стали готовить вместе с супом харчо и маленькие хачапури. Правда вместо сыра сулугуни был творог с яйцом, но ничего – есть можно было. Мне очень не нравилось, когда объявлялся день украинской кухни.

Ничего не имею против украинской кухни, ибо отведал её в конце 90-х на Украине в Прилуках – где всё было отменно, особенно ихнее сало, маленькие сырнички политые сливочным маслом, и их фирменные маленькие колбаски. Горилку впервые там же попробовал.

Но в четвёртой столовой из украинской кухни – обычный ежедневный борщ, да готовили суп полевой из пшена со шкварками и полтавские жирные котлеты, обильно сдобренные чесноком, вот из-за них я и не любил эти дни. Сметану там стаканами продавали и рабочие горячих профессий, теряя в работе большие калории на неё налегали и говорили, что еда без сметаны и не еда вовсе.

Зачастую там не хватало вилок и рабочие, не привередничая ели и первое и второе блюдо по-солдатски ложкой. Вспомнилось мне, как повели мы в Ереване в столовую наших приезжих, командированных из Ленинграда, и они сильно удивились, что из приборов нет ножей. Мы, конечно потом их за глаза осудили: - Надо же - вилки им понадобились, ишь баре какие? На заводе, да ещё и вилки им подавай. Но, конечно, пошли к шеф повару и попросили для питерских интеллигентов четыре ножа, объяснив ему, что не могут они без ножа есть. Шеф долго искал у себя в бардачке, но к его чести ножи нашёл и перед питерскими мы в грязь лицом не упали.

Столовая пятого цеха была маленькой, уютной, изукрашенная фресками местным художником в сказочные сюжеты, с гномами, эльфами и другими сказочными героями. Молодец начальник, что попросил его об этом. Кормили там стандартно, особых изысков там я не помню.

Столовую «чугунки» я не помню, ибо там почти не был (да и была ли она у них?), но горячие цеха всегда отличались наличием не одного сатуратора с холодной газированной водой и солонками. С потом у рабочих выделялось много соли из организма (спецовки были белыми от разводов солей) и обязательно надо было пить подсолённую воду для поддержания водно-солевого баланса.

Жарким летом мы к ним в 5, 6 и 7 цеха ходили с пластиковыми баклажками полтора литровыми, с насыпанным на дно порошком «Upi» или налитым вареньем набирать газировки, а они, повадившихся к ним из заводоуправления ругали, что им самим воды не хватит. Особо вкусная вода была в 5-м кузнечно-термическом цехе. Нам уж там, металлургам, своим людям, разрешали пользоваться сатуратором.

Как не описать столовую сталелитейного цеха, куда мы чаще всего ходили после переселения нас их инженерного центра в корпус АБК. Это потом в пристроенном к АБК корпусе учредили две столовые, куда мы и стали ходить впоследствии. Но о них позже.

Литейщиков, рабочих горячих цехов кормили хорошо. Были разнообразные салаты: винегрет, салат со свежей капустой и яблоком, с помидорами и огурцами. К первым блюдам можно отнести все стандартные советские общепитовские блюда. Тут и борщи, и суп гороховый, рассольник и молочный и суп рисовый с фрикадельками… К вторым блюдам с гарниром пюре картофельное, макароны и вермишель с маслом и подливкой на выбор, рис отварной и к ним котлеты, тефтели, гуляш. Иногда баловали жареной свининой, тушёным мясом и лангетом. Лангет, - это только название. Не умели его там девочки готовить.

По сравнению с тонким и сочным ереванским лангетом лангет 7 цеха ни в какое сравнение не шёл. Я, однажды, соскучившись по ереванскому лангету, купил вырезки, нарезал её, отбил, как ереванские повара в тонкий и широкий блинчик, толщиной 2 мм и на раскалённую с маслом сковороду кинул, обжарил до готовности с обеих сторон и ел, как в Ереване, с картофельным пюре, тем самым утолил нахлынувшую ностальгию.

Иногда готовили мелко нарубленную тушёную свёклу с луком и сметаной. Дома попробовал приготовить, но не получилось так хорошо, как у девчат поваров столовой 7-го цеха. Расскажу один забавный случай, который случился в этой столовой. В тот день мы с начальником бюро так заработались, рассматривая чертежи нового заказа, что вспомнили про перерыв, когда его осталось от него всего 15 минут. Быстро пошли в столовую 7-го цеха, что-нибудь перехватить, что там осталось.

Поднялись на второй этаж, а там местная уборщица, пожилая женщина уже мыла полы на лестнице, а в самой столовой уже помыла. Народа в столовой почти никого не было. Технологи цеха доедали свой обед (у нас, технологов, с рабочими перерыв на обед был разницей в один час). Когда в спешке проходили мимо уборщицы она, косо глянув в нашу сторону пробормотала тихо, но я услышал: - И ходют, и ходют… Не нажрутся всё никак! Каждому своё. У каждого работника свои проблемы. Мы ей своим поздним приходом сильно помешали работать. Но случай этот меня сильно тогда повеселил.

Столовая при 11-м цехе находилась рядом с цехом в застеклённом одноэтажном здании. Отличалась она от других подобных заведений тем, что там на третье готовили яблочное желе в стакане и когда с наши технологом, Аней Сладченко посещали 11 цех и работали там до перерыва своего обеденного, всегда там обедали и обязательно брали их знаменитое желе, а когда его не хватало то кисель вишнёвый.

В 16 цехе тоже была столовая, но там всё было стандартно и ничем особым там нас не зацепило. Просто приятно было постоять в очереди с нашими новенькими девчонками и поболтать с ними всласть.

Наши старшие товарищи, сидящие на диете, когда отрыли «стекляшку» с диетическим питанием недалеко от 5-го цеха, то туда стали ходить, и нас, молодых, иногда с собой туда затягивали. Из диетического был протёртый картофельно-морковный суп, картофельное пюре с нежными паровыми тефтельками.

Когда проходил мимо основных корпусов из 17 цеха (из огнеупорного бетона амбразуры для горелок печных там одно время с их технологом обжигали) и наступало время обеда, а до ближайшей столовой было далековато, то заходил в застеклённый буфет с привозной едой в алюминиевых больших кастрюлях их 7-й городской столовой. В них был гарнир, или рис отварной или макароны, а к ним в другой кастрюле или котлеты, или отварные сардельки или сосиски. Так вот там и перекусывали. На стене были нарисованы маслом картины с изображением натюрмортов: «Бутылка пива «Рижское» с красными раками в тарелках». Вот, наяривая еду в своей тарелке, разглядывая соблазнительные картинки с пивом и раками, и коротали свой перерыв рабочие и забредшие сюда технологи.

В заводоуправлении была своя столовая на первом этаже. Когда отдел наш был в инженерном корпусе мы туда и ходили. Практиковали они комплексные обеды и некоторые брали заблаговременно на них талоны. Специально отведённые столы под комплексные обеды были уже накрыты, когда в своё время приходили в столовую конструкторы, бухгалтеры, технологи и другие служащие. Слишком обильным был этот обед, и я им не пользовался.

Становились дружно в очередь, а иные работники занимали на целую группу и их пропускали вперёд под недовольство стоящих сзади, но дождавшись своей очереди снимали с витрин что выбрали, просили налить половинку первого блюла и, заплатив в конце очереди на кассе, шли с подносом занимать свободный столик.

Готовили разнообразно. На первое и борщ, и рассольник и окрошка летом, и гороховый суп. На второе нежные запечённые в соусе тефтели, котлеты, рыба жареная по четвергам и уха, да и многое другое. На третье, - компоты разные, кисель, чай, какао. Когда на заводе работали немцы из ФРГ, пускавшие участок печного газового оборудования и англичане, устанавливавшие большой гидравлический пресс в 10-м цехе, то англичане ехали в перерыв на автобусе в общежитие, дома есть, а немцы шли в столовую заводоуправления, где им в отдельной банкетной комнате накрывали на стол.

Ели они тоже, что и мы. Особо им нравился гороховый разваренный суп и тефтели с картошкой пюре, которые готовила шеф-повар и даже, помню, носила им добавку. Один раз в этой банкетной комнате мы с заводской редакцией газеты отмечали день печати (я им помогал с иллюстрациями в газете и кроссворды подавал для печати, вот и меня пригласили на банкет) и повара этой столовой приготовили интересный французский салат слоями – внизу, на тарелке маринованный лук, сверху яйцо рубленное, за ним яблоко тёртое, потом сыр тёртый, майонез сверху и посыпано толчёными грецкими орехами.

Позже и в нашем АБК после пристройки корпуса открыли две столовые. Там даже опросы среди нас делали, чего бы нам хотелось, чтобы они нам готовили. Мы, шутки ради, там неимоверные рецепты им на опроснике писали из французской и тайской кухни, упоминая и артишоки, и анчоусы, лангусты с омарами под соусом чумичури и чумичанга, мангустаны с маракуйей на десерт, и конечно дуриан (как же без него).

Они, конечно веселились на наши шутки, но готовили отменно. Многим нравились, и мне тоже, рыбные панированные котлетки пальчиками и с маслом внутри. Любили и жаркое в горшочках. Хорошие были столовые.

На пенсии не до разносолов и порой вспомнишь наши столовские блюда и размечтаешься:

- Вот бы снова попасть в какую-нибудь из них, да побаловать себя тем, что готовили нам повара и самому не мучиться..

Борис Евдокимов

21.12.2021