Как пандемия ускорила переход аукционов в онлайн формат
Торговать зеленым зерном на аукционах начали еще в 18 веке, когда плантации кофе стали появляться за пределами Йемена — кофейного монополиста того времени. За три столетия этот формат торговли кофе изменился и стал удобнее для всех его участников. А в последние десятилетия и вовсе стал переходить в виртуальное пространство.
Почему рынок зеленого кофе становится виртуальным, как кофейные компании объединяются для покупки уникальных лотов и кто покупает самый дорогой кофе в мире — читайте в статье о виртуальных кофейных аукционах.
Что такое кофейные аукционы
Кофейные аукционы — это торговые площадки, которые объединяют покупателей и продавцов зеленого кофе со всего мира. Как и на любых других торгах, товар здесь достается тому, кто предложит за него большую цену. Такой принцип позволяет фермерам получать достойную плату за свой труд, а импортерам и обжарщикам — покупать высококачественный кофе непосредственно у производителей.
Обычно торгам предшествует региональный или национальный конкурс. На нем выявляют лучших производителей кофе в стране. После каппингов и работы команды судей лучшие лоты выставляют на аукцион. Обычно такой кофе имеет высокие, а иногда даже рекордные оценки по SCA. Например, в 2019 году Гейша от Elida Estate набрала 95,25 балла, при этом некоторые судьи оценили лот в 98 баллов из 100.
Практически во всех странах-производителях кофе ежегодно проводятся аукционы. Однако наиболее известными и престижными являются Cup of Excellence (COE) и Best of Panama.
Кофейные аукционы предлагают новые возможности всем участникам индустрии:
- фермеры получают выход на мировой рынок, находят постоянных покупателей и могут продавать зеленое зерно по цене выше среднего;
- популярность фермы или даже одного лота приносит известность всему региону или даже стране-производителю;
- обжарщики могут купить интересные для своего бизнеса лоты, а также лично познакомиться с фермерами для долгосрочного сотрудничества;
- потребители в разных странах получают высококачественный и разнообразный кофе.
Аукционы спешелти кофе позволяют находить лучшие сорта кофе на рынке, налаживать взаимовыгодные отношения производителей, импортеров и обжарщиков. Однако такой формат торговли зеленым кофе тоже имеет свои недостатки.
Сложная логистика. Часто бывает проблематично собрать импортеров и обжарщиков со всего мира в отдаленных странах.
Дорогостоящие поездки. В рамках аукционов обжарщики и импортеры посещают фермы, проводят каппинги и участвуют в торгах. Однако визиты в отдаленные страны, перелеты, проживание для команды стоит действительно дорого.
Упущенная выгода. Фермеры во время аукционов вынуждены тоже нести расходы, поскольку не могут работать в хозяйстве.
Логичным ответом на эти трудности стал переход кофейных аукционов в онлайн-формат.
Виртуальные аукционы: новые возможности для всех участников торгов
Онлайн-аукцион кофе — это тоже публичные торги, на которых зеленый кофе покупает тот, кто предложит самую высокую цену. Однако виртуальный формат позволяет покупателям и продавцам находиться в этот момент в любой точке мира. Торги проходят в режиме реального времени на онлайн-платформе.
Интернет-аукционы проводятся с 1999 года. Первыми в онлайн-пространство стали переходить самые крупные — Best of Panama и Cup of Excellence.
Виртуальные аукционы — это более гибкая и экономичная альтернатива очным торгам. И потому они становятся все более привлекательными для покупателей зеленого кофе.
Такой формат позволяет импортерам и обжарщикам из разных стран объединять усилия, чтобы сделать ставку на дорогой лот. Например, Гейшу от Elida Estate, победителя Best of Panama в 2019 году, совместно выкупили компании из Японии, Тайваня, США, Австралии, Малайзии, Китая и других стран. А это значит, что больше любителей кофе во всем мире получили возможность попробовать эксклюзивный лот.
Фермерам виртуальные аукционы дают возможность охватить более широкий круг международных покупателей. Также такой формат может принести пользу отдаленным или менее известным странам, в которых проводить живой аукцион было бы экономически невыгодно для всех участников. В результате онлайн-аукционы потенциально позволяют продавать свой кофе по более высоким ценам производителям по всему миру.
Выгоды от перехода торгов в онлайн-пространство давно оценили все участники индустрии. Однако 2019 год и пандемия COVID-19 ускорили переход аукционов из живого формата в виртуальный.
Как пандемия COVID-19 ускорила переход аукционов в виртуальное пространство
Новый виток развития виртуальных кофейных аукционов начался в 2020 году. В течение этого года из-за пандемии COVID-19 массово отменяли все мероприятия в кофейной индустрии, включая чемпионаты мира, выставки и конкурсы.
Выходом из сложившейся ситуации стал переход торговли кофе в онлайн-формат. Популярность виртуальных кофейных аукционов резко возросла. Причиной стали ограничения на поездки, которые ввели для борьбы с Covid-19 по всему миру.
Однако проблемы были не в самом механизме аукциона — виртуальные торги проводились уже давно и этот процесс был отлажен. Трудность состояла в том, что пришлось отменять соревнования и каппинги, которые обычно предшествовали аукционам.
Традиционный формат конкурса предполагает совместный слепой каппинг. Все сорта кофе, имена фермеров и названия их хозяйств шифруют для беспристрастности судей. Каждый член жюри оценивает лот по протоколам, потом все оценки суммируют и выводят средний балл. Такая система позволяет добиться объективной оценки и справедливости судей на всех этапах.
В условиях пандемии обычный формат конкурсов пришлось изменить. Важно было сохранить объективность и прозрачность оценки, но при этом обеспечить безопасность судей.
Каппинги стали проводить индивидуально — на разных фермах с минимальным количеством людей в помещении. Общее решение по лотам-победителям судьи обсуждали в формате видео-конференц-связи.
Также возникли трудности с логистикой. Из-за ограничений на передвижения доставить образцы кофе от фермеров судьям не всегда было легко.
Однако, несмотря на сомнения и сложности, виртуальные кофейные аукционы оказались жизнеспособными. В 2020 году Cup of Excellence прошел в новом формате в Бразилии, Колумбии, Коста-Рике, Сальвадоре, Эфиопии и других странах-производителях. На Best of Panama снова был установлен мировой рекорд: гейшу Olympus продали по цене 1300,50 долларов за фунт.
Также стали появляться новые аукционы. Например, Сингапурская кофейная ассоциация в 2020 году впервые провела свой онлайн-аукцион, на котором были представлены лоты из Бразилии, Колумбии, Индонезии, Гватемалы, Кении, Панамы, Коста-Рики, Мьянмы, Перу, Венесуэлы, Замбии и многих других стран.
В 2021 году мировой рекорд снова был побит: на этот раз гейша Nuguo ушла с торгов по цене 2568 долларов за фунт. Это почти в два раза выше, чем рекорд 2020 года.
Даже несмотря на экономический спад из-за пандемии Covid-19 и непривычный формат аукционов, люди все так же готовы платить большие деньги за уникальный кофе.
Кто покупает самый дорогой кофе в мире
Премиальный кофе — это самое редкое и эксклюзивное зерно. Его продают на аукционах по рекордным ценам, а покупают — не только из-за уникального вкуса.
Сверхдорогой кофе — скорее редкость на аукционах, однако именно покупки этих лотов попадают в СМИ и повышают авторитет кофейной индустрии. Когда лоты уходят по очень высоким ценам, обычно покупателями оказываются восточноазиатские кофейные компании.
Причина такого интереса к премиальному кофе — в культуре экономически развитых стран Восточной Азии, таких как Япония, Китай и Южная Корея. Там с особым уважением относятся к высококачественным продуктам, например, к кофе, чаю и вину.
Рынок подобных продуктов ориентирован на статусность. Чем цена выше, тем меньше покупателей на этот товар, а значит, тем более элитарным он считается. Статус всех, кто имеет отношение к такому продукту, автоматически тоже повышается. Поэтому за редкий кофе потребители готовы платить много, даже если не могут по достоинству оценить его выдающийся вкус.
Статус производителя премиального кофе важен для фермеров. Он поднимает престиж производителя и увеличивает интерес ко всему урожаю кофе его хозяйства и даже страны. Но покупателям зеленого кофе тоже выгодно приобретать эксклюзивные, редкие и высококачественные лоты. Такой кофе в ассортименте повышает привлекательность бренда и позволяет поднять цены на остальные продукты.
Импортеры и обжарщики из стран Восточной Азии часто покупают очень дорогие лоты на аукционах. Причина проста — в этих странах из-за особой культуры есть спрос на эксклюзивные продукты, к которым относится в том числе и кофе.
Есть ли будущее у онлайн-аукционов
Два года пандемии показали, что кофейный рынок может адаптироваться к ограничениям. Для продолжения торговли зеленым кофе всем участникам индустрии пришлось перейти в виртуальное пространство. Однако эксперты говорят о том, что будущее аукционов — в гибридном формате торгов. Он будет совмещать в себе возможности интернет-мероприятий и «живого» посещения конкурсов и аукционов.
Возможность приезжать лично в страны-производители, знакомиться с фермерами и их хозяйствами важны для покупателей зеленого кофе. Долгосрочные отношения с импортерами и обжарщиками помогают фермерам повышать качество производимого кофе и вселяют надежду на стабильность.
Однако не менее важно дать покупателям со всего мира возможность покупать качественный кофе без дорогостоящих поездок в отдаленные страны. Именно гибридные аукционы, когда продавцы и покупатели сами выбирают формат участия, могут удовлетворить потребности всех участников рынка.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал: https://zen.yandex.ru/tastycoffee