Найти в Дзене
Развал Снисхождения

Рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение» или спасибо за счастливое детство

Оглавление
Вот примерно также Вачовски решила зрителей задушить.
Вот примерно также Вачовски решила зрителей задушить.

Личная предыстория

Сложно сказать, как важна для меня «Матрица». Пожалуй, нет фильма/серии фильмов, который бы я пересматривал столько раз. Я помню, как впервые увидел ее на кассете в 2000-ом году, когда ее домой принес отец. Как потом, в начальной школе, «поиграть в матрицу» на перемене для нас стало обычным делом. Как я включал сцену финальной битвы в «Революции» после какой-нибудь пьянки и засыпал счастливый. Как ходил в кино на повторный показ первой «Матрицы» в кино спустя 20 лет после выхода будучи взрослым мужиком. Короче говоря – это мой любимый фильм.

Когда вышла третья часть я не мог поверить, что все так закончилось. Я судорожно искал любые обрывки информации о новой части в диал-апном интернете, я вырезал статьи из газет, в которых говорилось о возможном продолжении. И хоть я не очень понимал все эти философские концепции, отсылки и прочее, мне просто нравился экшон и основной мотив – все вокруг есть симуляция. Каждый раз, когда я слышал вот этот вот заглавный матричный мотив, со звуком будто бы из жидкого зеркала - у меня шли мурашки по коже.

Я посмотрел с десяток всяких разборов и теорий, переполненных СПГС. Я прочел сценарий на английском. Само собой, я смотрел «Аниматрицу», видел комиксы и смотрел все фильмы также на английском. Короче, я проглатывал любой мало-мальски интересный контент, который связан с «Матрицей». Благо, что почва очень благодатная и контена с избытком.

Где-то году в 18-ом я подумал, что, раз уж пошла тенденция на ремейки и сиквелы, то, наверное, и «Матрицу» можно было бы переснять, ребутнуть или как-то продолжить эту историю с другими персонажами. Я вполне допускал любой из этих вариантов и каждый из них казался мне приемлемым. Но варианта, в котором я вновь увижу Нео и Тринити в роли главных героев (а не флешбеков) я не допускал. Потому что история эта была полностью закончена, арки были закрыты, а матрица перезагружена.

И вот наступает 2019 год и как гром среди ясного неба приходят новости, что новой «Матрице» быть. Тогда еще не было понятно, что там будет и как, но участие Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс подтверждалось. Ну, думаю, наверное, отсылки какие-то, может флешбеки или голограммы какие. При этом Морфеуса играет какой-то совсем левый чувак, которого я вообще раньше не видел. Значит, думаю, точно сюжет новый будет. Ну, ок. Допустимо. Но чем ближе дело шло к выходу фильма, тем более тревожно становилось: вот опять Нео в образе Джона Уика ходит по какому-то городу. Вот опять они раздают таблетки. Вот совсем не родной мне Морфеус скачет по стенам и прочее и прочее. Короче, я понял, как и многие, что это будет плохо.

Но вот декабрь 2021 года, фильм выходит в кино. Пытаясь сохранить максимальное равнодушие после всех трейлеров я все же покупаю билет на самый первый сеанс, среди доступных. Но не сложилось. Обстоятельства сложились так, что в кино я все же пошел не в первый день проката, а уже через 5 дней. За эти 5 дней решено было пересмотреть все три оригинальных фильма + «Аниматрицу» + парочку пересказов (не разборов с теориями). Помимо прочего я перестал вообще заходить на «Кинопоиск», чтобы не увидеть оценки фильма, перестал читать любые новости, чтобы не нарваться на спойлеры и комментарии, попросил друзей не высказывать мне никакого мнения о фильме, если они посмотрят раньше. Да, я понимал, что мне скорее всего не понравится, но все же я хотел увидеть это своими глазами, без чьего-либо мнения в подкорке. И вот настал день Х, я еду в кино.

Собственно, о фильме

Осторожно: спойлеры.

Первая треть фильма скорее удивила. Это было преисполненное пост/мета/самоиронией произведение, которое, вводило в заблуждение. Я все еще не очень понимал, зачем это вообще было снято, но мне казалось, что вместе со мной не понимают и сами создатели и мы вроде как даже в одной лодке. Короче, смотрелось это на уровне «Ок, ладно, почему бы и нет». Но как только начались сцены на Ио – все, пиши-пропало. Когда появился Мировинген я начал в голос смеяться. Не потому, что мне стало смешно от того, что он говорил. Это был скорее нервный смех от абсурда происходящего. Конечно, я уловил иронию его реплик, но вместе с тем я больше не мог хоть сколько-то серьезно воспринимать происходящее. Было ощущение, что меня позвали на какой-то костюмированный балаган, пригласили посмотреть пародию по мотивам «Матрицы». Повествование начало путаться само в себе и в конце концов я полностью потерял нить происходящего. Ровно также, как и Нео в фильме я задавал вопрос: «Так что же, получается, что все, что было раньше – было зря?». Матрица все также существует, люди угнетаются, Смит все также строит свои дьявольские планы и так далее. Ну, в некотором роде да, зря.

Верните деду таблетки.
Верните деду таблетки.
Нео выглядит так, будто это какой-то дед, которого вытащили из забытья и заставили что-то там исполнять: то он руками невидимые щиты возводит, то меняет направление ракет. Причем всегда с одним и тем же концом: его всегда, как какого-то поехавшего оттаскивает из эпицентра Тринити в стиле «Коленька, пойдем уже, хватит волноваться».

Как только я увидел нового Морфеуса, я сразу же вспомнил Джанго в его нелепом и вычурном костюме. Не говорю, что это прям плохо, просто ассоциации были именно такие. К слову сказать, возможно, убери из картины всех героев прошлого, но оставь такого Морфеуса – было бы все не так уж плохо. Во всяком случае в этом шапито он смотрелся вполне себе органично.

Про нового Смита и архитектора сказать мне особо нечего. Они не запоминаются. Они довольно вялые. С мотивацией действий у них либо какие-то проблемы, либо все это просто запутано настолько, что нужно пересматривать несколько раз и проговаривать отдельно.

И вот в конце мы вообще получаем ромком. Любовь Тринити и Нео всегда шла как дополнительная сюжетная линия, на которой было завязано многое, но не все. Тут же, учитывая огромное количестве неуместного и субъективно несмешного юмора мы получаем настоящую романтическую комедию. Я где-то видел трейлер «Матрицы», который нарезали в виде новогодней рождественской комедии. Вот это было очень похоже.

В итоге получается очень странный винегрет, в котором намешана постирония, разрушение 4-ой стены, сильно проигрывающая оригиналу постановка боев, размытая стилистика, неуместный юмор и романтическая линия как главная составляющая.

Я прекрасно понимаю, что хотели сказать нам через эту самоиронию и самокопирование. Устами Смита нам буквально в самом начале говорят прямым текстом, что «Четвертую «Матрицу» все равно сделают, с нами или без нас, потому что «Warner Brothers» так хочет». Мировинген что-то там нелепо выкрикивает про «сиквел-приквел-шмиквел» и «я твою франшизу цукербергил» (ну или как-то так). Что Вачовски жирно троллит тех, кто писал, что Морфеус — это программа, Смит — это человек, а Зион — тоже матрица, просто другого порядка. Я понимаю, что в Голливуде кризис оригинальных сценариев, что все мы завязли в ностальгии и готовы употреблять только тот контент, который уже проверенный и который понравился нам ранее. Это все я понимаю. Я не понимаю только, зачем делать это через великое произведение, которое обладает огромной фанбазой. Это просто-напросто плевок в лицо всем тем людям, кто и спустя 20 лет после выхода первого фильма искал в нем детали и восхищался проработкой и детальностью мира.

Я многое готов принять, но я не понимаю, почему свою депрессию нужно лечить тем, что ты вводишь в депрессию миллионы других людей.

-3