Личная предыстория
Сложно сказать, как важна для меня «Матрица». Пожалуй, нет фильма/серии фильмов, который бы я пересматривал столько раз. Я помню, как впервые увидел ее на кассете в 2000-ом году, когда ее домой принес отец. Как потом, в начальной школе, «поиграть в матрицу» на перемене для нас стало обычным делом. Как я включал сцену финальной битвы в «Революции» после какой-нибудь пьянки и засыпал счастливый. Как ходил в кино на повторный показ первой «Матрицы» в кино спустя 20 лет после выхода будучи взрослым мужиком. Короче говоря – это мой любимый фильм.
Когда вышла третья часть я не мог поверить, что все так закончилось. Я судорожно искал любые обрывки информации о новой части в диал-апном интернете, я вырезал статьи из газет, в которых говорилось о возможном продолжении. И хоть я не очень понимал все эти философские концепции, отсылки и прочее, мне просто нравился экшон и основной мотив – все вокруг есть симуляция. Каждый раз, когда я слышал вот этот вот заглавный матричный мотив, со звуком будто бы из жидкого зеркала - у меня шли мурашки по коже.
Я посмотрел с десяток всяких разборов и теорий, переполненных СПГС. Я прочел сценарий на английском. Само собой, я смотрел «Аниматрицу», видел комиксы и смотрел все фильмы также на английском. Короче, я проглатывал любой мало-мальски интересный контент, который связан с «Матрицей». Благо, что почва очень благодатная и контена с избытком.
Где-то году в 18-ом я подумал, что, раз уж пошла тенденция на ремейки и сиквелы, то, наверное, и «Матрицу» можно было бы переснять, ребутнуть или как-то продолжить эту историю с другими персонажами. Я вполне допускал любой из этих вариантов и каждый из них казался мне приемлемым. Но варианта, в котором я вновь увижу Нео и Тринити в роли главных героев (а не флешбеков) я не допускал. Потому что история эта была полностью закончена, арки были закрыты, а матрица перезагружена.
И вот наступает 2019 год и как гром среди ясного неба приходят новости, что новой «Матрице» быть. Тогда еще не было понятно, что там будет и как, но участие Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс подтверждалось. Ну, думаю, наверное, отсылки какие-то, может флешбеки или голограммы какие. При этом Морфеуса играет какой-то совсем левый чувак, которого я вообще раньше не видел. Значит, думаю, точно сюжет новый будет. Ну, ок. Допустимо. Но чем ближе дело шло к выходу фильма, тем более тревожно становилось: вот опять Нео в образе Джона Уика ходит по какому-то городу. Вот опять они раздают таблетки. Вот совсем не родной мне Морфеус скачет по стенам и прочее и прочее. Короче, я понял, как и многие, что это будет плохо.
Но вот декабрь 2021 года, фильм выходит в кино. Пытаясь сохранить максимальное равнодушие после всех трейлеров я все же покупаю билет на самый первый сеанс, среди доступных. Но не сложилось. Обстоятельства сложились так, что в кино я все же пошел не в первый день проката, а уже через 5 дней. За эти 5 дней решено было пересмотреть все три оригинальных фильма + «Аниматрицу» + парочку пересказов (не разборов с теориями). Помимо прочего я перестал вообще заходить на «Кинопоиск», чтобы не увидеть оценки фильма, перестал читать любые новости, чтобы не нарваться на спойлеры и комментарии, попросил друзей не высказывать мне никакого мнения о фильме, если они посмотрят раньше. Да, я понимал, что мне скорее всего не понравится, но все же я хотел увидеть это своими глазами, без чьего-либо мнения в подкорке. И вот настал день Х, я еду в кино.
Собственно, о фильме
Осторожно: спойлеры.
Первая треть фильма скорее удивила. Это было преисполненное пост/мета/самоиронией произведение, которое, вводило в заблуждение. Я все еще не очень понимал, зачем это вообще было снято, но мне казалось, что вместе со мной не понимают и сами создатели и мы вроде как даже в одной лодке. Короче, смотрелось это на уровне «Ок, ладно, почему бы и нет». Но как только начались сцены на Ио – все, пиши-пропало. Когда появился Мировинген я начал в голос смеяться. Не потому, что мне стало смешно от того, что он говорил. Это был скорее нервный смех от абсурда происходящего. Конечно, я уловил иронию его реплик, но вместе с тем я больше не мог хоть сколько-то серьезно воспринимать происходящее. Было ощущение, что меня позвали на какой-то костюмированный балаган, пригласили посмотреть пародию по мотивам «Матрицы». Повествование начало путаться само в себе и в конце концов я полностью потерял нить происходящего. Ровно также, как и Нео в фильме я задавал вопрос: «Так что же, получается, что все, что было раньше – было зря?». Матрица все также существует, люди угнетаются, Смит все также строит свои дьявольские планы и так далее. Ну, в некотором роде да, зря.
Нео выглядит так, будто это какой-то дед, которого вытащили из забытья и заставили что-то там исполнять: то он руками невидимые щиты возводит, то меняет направление ракет. Причем всегда с одним и тем же концом: его всегда, как какого-то поехавшего оттаскивает из эпицентра Тринити в стиле «Коленька, пойдем уже, хватит волноваться».
Как только я увидел нового Морфеуса, я сразу же вспомнил Джанго в его нелепом и вычурном костюме. Не говорю, что это прям плохо, просто ассоциации были именно такие. К слову сказать, возможно, убери из картины всех героев прошлого, но оставь такого Морфеуса – было бы все не так уж плохо. Во всяком случае в этом шапито он смотрелся вполне себе органично.
Про нового Смита и архитектора сказать мне особо нечего. Они не запоминаются. Они довольно вялые. С мотивацией действий у них либо какие-то проблемы, либо все это просто запутано настолько, что нужно пересматривать несколько раз и проговаривать отдельно.
И вот в конце мы вообще получаем ромком. Любовь Тринити и Нео всегда шла как дополнительная сюжетная линия, на которой было завязано многое, но не все. Тут же, учитывая огромное количестве неуместного и субъективно несмешного юмора мы получаем настоящую романтическую комедию. Я где-то видел трейлер «Матрицы», который нарезали в виде новогодней рождественской комедии. Вот это было очень похоже.
В итоге получается очень странный винегрет, в котором намешана постирония, разрушение 4-ой стены, сильно проигрывающая оригиналу постановка боев, размытая стилистика, неуместный юмор и романтическая линия как главная составляющая.
Я прекрасно понимаю, что хотели сказать нам через эту самоиронию и самокопирование. Устами Смита нам буквально в самом начале говорят прямым текстом, что «Четвертую «Матрицу» все равно сделают, с нами или без нас, потому что «Warner Brothers» так хочет». Мировинген что-то там нелепо выкрикивает про «сиквел-приквел-шмиквел» и «я твою франшизу цукербергил» (ну или как-то так). Что Вачовски жирно троллит тех, кто писал, что Морфеус — это программа, Смит — это человек, а Зион — тоже матрица, просто другого порядка. Я понимаю, что в Голливуде кризис оригинальных сценариев, что все мы завязли в ностальгии и готовы употреблять только тот контент, который уже проверенный и который понравился нам ранее. Это все я понимаю. Я не понимаю только, зачем делать это через великое произведение, которое обладает огромной фанбазой. Это просто-напросто плевок в лицо всем тем людям, кто и спустя 20 лет после выхода первого фильма искал в нем детали и восхищался проработкой и детальностью мира.
Я многое готов принять, но я не понимаю, почему свою депрессию нужно лечить тем, что ты вводишь в депрессию миллионы других людей.