Что такое иммерсивные технологии?
Иммерсивные технологии также называют технологиями расширенной реальности. В их список входит виртуальная и дополненная реальность, а также 360°-видео. Они обеспечивают эффект полного или частичного присутствия в альтернативном пространстве и тем самым изменяют пользовательский опыт в абсолютно разных сферах.
Иммерсивный контент
Иммерсивный (eng. immersive — погружать) контент представлен технологиями погружения в виртуальный мир, такими как 3D-визуализация, AR (дополненная реальность) и VR (виртуальная реальность).
К нашему с вами разочарованию, пока что рынок иммерсивных технологий заполнен контентом для развлечения и виртуального путешествия.
Ситуация на рынке на данный момент
После начала пандемии коронавируса некоторые эксперты предрекали большое будущее технологиям виртуальной и дополненной реальности. Они полагали, что вынужденный домашний карантин и удаленная работа сумеют дать VR-индустрии мощный импульс для развития.
Масштабный переход на режим удаленной работы уже вызвал повышенный спрос на корпоративное программное обеспечение для организации внутренних коммуникаций. Поэтому кризис может стать драйвером роста в том числе для AR/VR-решений, предназначенных для дистанционного общения сотрудников.В целом внедрение технологии дополненной и виртуальной реальности в промышленности и производстве все еще находится на ранней стадии развития. В то же время часть компаний значительно продвинулись в данном направлении и постепенно переходят от реализации пилотных проектов к производству.
Режим самоизоляции стал мощным стимулом для роста потребления видео в онлайн-сервисах, что могло бы способствовать популяризации видео в формате 360 градусов. Но здесь проблемы связаны в первую очередь с нехваткой контента. Как известно, для видео 360 градусов актуальны прямые трансляции со спортивных состязаний или новостные репортажи с места событий, которые сейчас затруднительно делать из-за пандемии. Поэтому хорошие перспективы открываются для студий, занимающихся VR-анимацией, которые смогли наладить удаленную работу своих сотрудников.
Безусловно, у иммерсивных технологий большое будущее в сфере развлечений, но еще большее – в образовании и медицине. С отрывом от них идут архитектура, проектирование, строительство, дизайн и ритейл. Но это все лишь на текущий момент. Ситуация меняется, виртуальная реальность все больше и больше входит в нашу жизнь, а возможности ее воистину безграничны.
Потенциал иммерсивных технологий в других сферах
VR/AR в медицине
Виртуальная реальность постепенно внедряется и используется для реабилитации пациентов, перенесших различные заболевания. К примеру, в Пироговском центре VR-решения применяются для восстановления пациентов, перенесших черепно-мозговые и спинальные травмы, а также инсульты. К сожалению, медицинские разработки требуют обязательной регистрации и сертификации, что затрудняет их внедрение.
Одним из немногих VR-комплексов реабилитации, имеющим медицинскую регистрацию, является российский комплекс «Девирта-Делфи». В нем есть четыре модуля: восстановление движения крупных суставов и мелкой моторики, а также программы «антиболь» и эрготерапия (восстановление бытовых навыков).
Еще один разработчик подобных технологий, Медицинский центр ДВФУ, в настоящее время ведет клинические испытания комплекса для реабилитации пациентов после инсульта. Ожидается, что решение повысит эффективность восстановления больных более чем на 25% и на 30% снизит время функциональной реабилитации.
Перспективными направлениями VR-технологий в медицине являются также борьба с фобиями, страхами и другими психологическими недугами. AR-технологии также могут оказывать помощь в проведении операций, например, создавая для хирургов иллюзию рентгеновского зрения.
Иммерсивные технологии в обучении
Согласно государственной дорожной карте развития технологий виртуальной и дополненной реальности: «Внедрение VR/AR в образовательном сегменте позволит обеспечить доступные инструменты для пользователей и дополнить обучающие программы интерактивным визуальным VR/AR-контентом в размере до 30% всех образовательных материалов. При развитии маркетплейса образовательных проектов возможно получение российскими компаниями 15% мирового рынка VR-образования».
Уже сейчас для обучения медицинского персонала во многих городах успешно действуют симуляционные центры, в которых в виртуальной реальности отрабатываются навыки в сфере хирургии, реаниматологии и интенсивной терапии, акушерства и гинекологии, сестринского дела, ухода за больными и многого другого. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга такие центры есть в Курске, Рязани, Красноярске, Кирове, Омске, Томске и других городах.
Тренажерные технологии с использованием VR необходимы там, где ошибки в ходе обучения на реальных объектах могут привести к ЧП и большим финансовым затратам. С помощью этих технологий учащиеся могут управлять виртуальной моделью любого технологического приспособления.
VR/AR в ритейле, строительстве и архитектуре
Пока не так развиты, как предыдущие два направления, однако и в этих сферах успехи впечатляют.
Инструменты VR/AR в ритейле направлены в первую очередь на обеспечение для клиента возможности «примерить» товар на себе или в своем интерьере. К примеру, приложение IKEA Place с помощью смартфона позволяет разместить предметы мебели в пространстве комнаты. Также иммерсивные технологии помогают ориентироваться в ассортименте, сокращают издержки и автоматизируют бизнес-процессы, а также мотивируют потребителей на покупки с помощью цифровой визуализации.
Виртуальное прототипирование в строительстве и архитектуре позволяет проверить эргономику зданий, проконтролировать их надежность, а также вести коллективное обсуждение проектов и демонстрировать их.
Мнение экспертов
Проблему наличия качественного контента и доступных пользовательских устройств как в России, так и в мире озвучили все приглашенные эксперты. Так, Екатерина Филатова, президент AVRA, считает, что сейчас остро стоит вопрос контента в виртуальной реальности, потому что при его отсутствии VR-устройства не получают широкой популярности у потребителя.
По мнению Александра Лукичева, директора Центра НТИ ДВФУ VR&AR, виртуальной реальности сегодня не достает культуры использования в сегменте В2С, то есть у пользователей мало устройств, не хватает нативного использования именно дома, а не в парках развлечений. В AR сегодня все ждут новое устройство, например, очки, которые легко и удобно носить и взаимодействовать с пространством дополненной реальности. Выпуск подобного устройства станет новой волной для развития технологии.
Алексей Каленчук, директор по развитию Фонда "Сколково", не видит роста технологий VR-реальности, в первую очередь, из-за проблемы нехватки устройств и их высокой стоимости для потребителей; в AR в свою очередь не хватает крутых пользовательских кейсов. При этом даже крупные вендоры, которые понимают, что пора выйти на рынок, сегодня не спешат, боясь провалиться с первым опытом.