Найти тему

Сериалы — это современная литература. Как TV меняет современный мир и наше мышление

Оглавление

В прежние времена сериал был синонимом ситкома. Сейчас они вошли в нашу жизнь, став досуговым элементом, а затем и движком социальных перемен. В нашем сегодняшнем материале мы обсудим, как сериалы оказывают влияние на человеческую жизнь.

Как сериалы влияют на общество

21 ноября 1996 года Генассамблея ООН провозгласила этот день всемирным днём ТВ. В соответствии с принятой тогда резолюцией продукты ТВ влияют на принятие решений, фокусируют внимание на конфликтах между людьми и различных проблемах, а также снижают угрозу миру и безопасности, сублимируя агрессию.

Эпоха, когда это было постыдным развлечением вроде детективов Дарьи Донцовой или тамагочи, миновали. Теперь сериалы – важное общественное явление.

Норма социализации

С момента появления сериалы оказывали значительное влияние на процесс формирования и закрепления поведенческих норм, социализацию. Социолог Карлсон (без пропеллера, конечно) в своё время выяснил, что значительная доля криминальных сериалов в сетках телерадиовещания вызывает у зрителя ощущение, что окружающий мир куда опаснее, чем на самом деле. Поэтому появление на экранах «плохих» полицейских, активно нарушающих закон, вызывает у зрителей чувство симпатии — он становится позитивным героем, который не чурается нарушить закон, чтобы защитить своих подопечных от опасного мира. Со временем формируется точка зрения, согласно которой полицейское насилие во благо общества или отдельных его представителей представляется нормальным.

Помимо трансляции, сериалы ещё и меняют нормы социума. Чтобы пользоваться популярностью, им следует опираться на разделяемые в обществе ценности, а также помогать публике исследовать границы между разрешёнными и табуированными практиками, позволяя в воображении переступить эту границу и столкнуться с последствиями.

С другой стороны стоят мелодрамы. Они позволяют протестировать различные варианты социальных коммуникаций и оценить возможные изменения, а также пропагандируют позитивные практики типа недопустимости насилия, пользы служб помощи и доверия, лайфхаков в общении с детьми, подругами и мужьями. В общем, такое пособие по социализации.

С чем связана популярность сериалов?

В 50-х и 60-х родовой отметкой таких сериалов был общий формат «мыла». Наиболее популярными они стали в 80-х – именно тогда появились «Друзья», «Альф» и прочие Элен с ребятами.

Рост интереса не повлиял на характер сюжета: он остался вертикальным, колоннообразным – серии не были связаны общим сюжетом, смотреть можно было начать с любого эпизода.

Первым поменялась картинка: с 2014 года тот же «Нетфликс» перешёл на высокочастотный контент – там считали, что спустя пару лет в мире уже не будет аппаратов без поддержки Ultra HD. А 4K сегодня доступен на большей части стриминг-платформ. Если раньше выводы о характере влияния сериалов были во многом выстроены вокруг качества картинки (сериалам присуща плохая, а кинофильмам – более высокая), то теперь в качественном отношении они практически не отличаются, что связано, в числе прочего, с ростом возможностей сценария, режиссуры и художников; в производство сериалов идут спецы, чей стиль визуала становится более изощрённым, сложным и красочным.

Другим последствием цифровизации стала индустриализация свободного времени: отдых стал ресурсом экономики и сформировал предложение, а сериалы сменили книги и кинофильмы в качестве способа провести небольшое количество свободного времени с удовольствием и пользой.

Изменились запросы аудитории

Изменилась и публика. Люди, выросшие перед экраном ящика, устали от предсказуемости и плоскости, пошлых и неуникальных шуток. Полноценные сюжеты с канвой, истории, поделённые на серии, стали сменять вертикальные. Стали появляться нестандартные персонажи – наркоделец, делающий зелье для содержания семьи и лечения рака, врач-мизантроп, затем – его коллега с аутизмом.

Глобализация проникла и в мир кино – спросом пользуются сюжеты, завязанные на толерантности и понимании миров и людей, которые прежде были табуированы и стигматизированы. Не менее популярны технологические, пришедшие на смену звёздным операм 80-х типа «Стар-Трек», «Вавилон-5» и классической трилогии «Звёздных войн».

Сериалы теперь не приходят извне – они появляются исходя из запроса публики. К примеру, «13 причин почему» и «Берег» стали важным фактором в обсуждении темы суицидов подростков.

Социальная экономика

Теоретики кино знают, что в этом бизнесе серьёзные перемены приходят волнами, раз в 25-30 лет. В 30-х появились звуковые фильмы, в 50-х – телевидение, 80-е подарили нам MTV и кабельное, а середина и конец нулевых стали временем расцвета стриминговых сервисов. Так, к концу прошлого года число абонентов «Нетфликс» превысило 250 миллионов. Появились сервисы-дочки крупнейших традиционных систем вещания – HBO MAX, Peacock, Disney+. Чтобы выдержать конкуренцию с ними, стримерам пришлось делать уникальный самобытный контент, который очень скоро трансформировался в такие ленты, как «Ходячие мертвецы», «Сверхъестественное» или «Игра престолов».

Сегодня большая часть сериалов – платформенные, существующие за счёт подписок и очень дружелюбные и отзывчивые к запросам аудитории. Необходимость оплачивать подписку – минус; обратная сторона – большой плюс всей этой истории – отсутствие рекламы и многочисленные допуски по части цензуры.

Режиссёры стриминговых проектов до начала пандемии могли позволить себе многочисленные экспериментальные проекты, авторский подход и обращение к табуированным темам. Правда, с началом пандемии государство стало пытаться контролировать и эти платформы; следом подтянулись апологеты «новой этики».

Сериалы — это новая литература?

Три года назад журналист проекта Business Insider в рамках эксперимента принял решение отказаться от сериальной продукции в пользу печатных книг. Впоследствии, после двух недель изоляции от любимых героев, он отмечал, что это сложнее перехода на вегетарианскую диету: с каждым днём он ощущал, что всё больше вылетает из повестки.

Считается, что вытеснение литературы связано с влиянием общества. В современных государствах огромное количество людей завязано на экономику знаний — они зарабатывают, обрабатывая информацию. Поэтому по возвращении домой им не хочется иметь дело с книгой – они и без того устали от чтения. Сериалы – возможность сменить нарратив, заполнив промежуток между ужином и отходом ко сну, причём за весьма непродолжительное время. Они действительно входят в привычку, ведь в среднестатистическом продукте несколько сезонов (иные выдерживают аж 18-20). Эта модель вызывает формирование модуса потребления и создаёт прослойку преданных фанатов.

Нарративная формула сериала делает его похожей на классические романы, недаром в основе большого количества сериалов лежат именно они – от уже упоминавшейся «Игры престолов» до «Рассказа служанки» и прочих «Тёмных башен». Членение на небольшие главки и связанные сюжетными арками эпизоды позволяют управлять свободным временем – такие серии можно посмотреть во время обеда или в постели перед сном, а сезон укладывается в одну-две недели.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Получать высшее образование в США или в Великобритании? Сравниваем и выбираем

Свежий рейтинг лучших мест мира для жизни: 7 городов, где жизнь — сказка

7 самых дорогих вещей миллиардера Уоррена Баффета