Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Они обещали изменить мир и нас, у них ничего не вышло

«Ваши глаза, привыкшие к сумеркам, скоро откроются для лучезарных видений света. Наши картины возле музейных заблещут, как ослепительный полдень рядом с сумрачной ночью». А кончилось все — в Сталинграде.

Футуристы в 1912 году (слева направо): Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Маринетти (Маринетти!), Умберто Боччони, Джино Северино
Футуристы в 1912 году (слева направо): Луиджи Руссоло, Карло Карра, Филиппо Маринетти (Маринетти!), Умберто Боччони, Джино Северино

Это вот они написали, люди с этой фотографии. Они называли себя «футуристами» («устремленными в будущее»), обещали переизобрести человека и то, как этот человек видит мир.

Что ж, время прошло, можно подводить итоги этой революции. Тут как раз и в Пушкинский музей в Москве привезли лучшие работы этих итальянских бунтарей.

К чему призвал человечество отец и основатель футуризма Филиппо Маринетти, дав платное текстовое объявление в парижской газете Le Figaro 20 февраля 1909 года? Ну, вот пара цитат:

«Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской».

Здесь и далее автор фото © Татьяна Исакова
Здесь и далее автор фото © Татьяна Исакова

«Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость».

«Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные работой, удовольствием и бунтом. Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма и утилитарной глупости».

Узнаете? «Сбросим Пушкина с парохода современности» — это уже из манифеста «будетлян», русских последователей Маринетти, опубликованного в 1912 году. Маяковский, Бурлюк, Хлебников — с восторгом приняли идеи итальянца, и немедленно довели их до карнавального абсурда.

«Динамизм велосипедиста», Умберто Боччони, 1912 г.
«Динамизм велосипедиста», Умберто Боччони, 1912 г.

Ну, понятно: Маринетти в момент манифеста — 34 года, а Маяковский присоединился к его колоннам горячим 18-летним юнцом.

Конкретно в поэзии (а он был поэт) Маринетти провозглашал: полную свободу автора от устоявшихся правил и норм; право творца изобретать слова, эксплуатировать ритм, воздействовать звуками на подсознание.

Похоже, Маринетти мимоходом изобрел еще и рэп, хе-хе

В 1910-м к движению футуристов с криками присоединилась группа молодых итальянских художников — вот этих, с первой фотографии. Что они обещали и требовали? Вот — пара цитат из их манифеста:

«Тени, которые мы будем рисовать, будут более ярки, чем полный свет наших предшественников».

«Город встает», фрагмент, Умберто Боччони, 1912 г.
«Город встает», фрагмент, Умберто Боччони, 1912 г.

«Нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты.... надо, чтобы глаз освободился от пелены атавизма и культуры, чтобы считать, наконец, единственным контролем не музей, а Природу». Вот так вот, не меньше.

Ну и там всякое: «движение и свет уничтожают материальность тела»; прямой угол «лишен страсти»; косые линии должны падать на наблюдателя «как гром среди ясного неба».

Итальянцы — они пылкие даже в письменной форме.

Вот, давайте посмотрим, что у них вышло. Филиппо Маринетти (у него как раз сегодня день рождения — с днем рождения Филиппо, где бы ты ни был!) — так вот, Филиппо в своем манифесте также писал: «Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, разрушительные действия освободителей».

Ясно, кой черт понес его в 65 лет в составе экспедиционного корпуса в Советскую Россию.

-5

Помните, почему так прекрасно удалась в ноябре 1942 года советская стратегическая наступательная операция, завершившаяся окружением гитлеровских войск в Сталинграде? Потому что, в частности, главные удары были сосредоточены на самых уязвимых участках фашистского фронта — там, где стояли румынские и итальянские дивизии.

Это, выходит, старина Маринетти с той стороны оборонялся. Что ж, по крайней мере, поэт до конца следовал провозглашенным принципам. Был тяжело ранен, умер в 1944-м.

В целом — зря итальянцы и румыны перенесли в наши тяжелые снега свой средиземноморский подход к дисциплине и решению задач.

«Портрет Жильбера Клавеля» Фортунато Деперо, 1917 г.
«Портрет Жильбера Клавеля» Фортунато Деперо, 1917 г.

Умберто Боччони, главный теоретик живописного футуризма, в 1916 году упал с лошади во время тренировочных упражнений и расшибся насмерть. Его скульптура «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913) изображена на итальянской монете номиналом в 20 евроцентов.

Луиджи Руссоло довольно быстро порвал с косыми линиями и концентрическими кругами — денег те не приносили. В 1913 году Руссоло опубликовал манифест (а как же) «Искусство шумов», в котором призвал составлять музыку из: громыхания, свиста, фырканья, шепота, мурлыканья, бормотания, стуков по металлу и дереву, голосов животных и тд.

«Плотность тумана», Луиджи Руссоло, 1912 г. (в левом углу снимка)
«Плотность тумана», Луиджи Руссоло, 1912 г. (в левом углу снимка)

Денег ему это принесло еще меньше, чем концентрические круги. В какой-то момент Руссоло вернулся к обычной фигуративной живописи. Повзрослев, стали реалистами и Карло Карра, и Джино Северини. Первый известен иллюстрациями к «Дон Кихоту», второй — религиозными полотнами для церквей Швейцарии.

Ну а что, у всех семьи, обязательства, детей в школу надо одеть. Не до вихрей.

«Любовница инженера», Карло Карра, 1921 г.
«Любовница инженера», Карло Карра, 1921 г.

Люди, обещавшие изменить человека, не смогли изменить даже сами себя — вот так вот. Помните: «Наши картины, возле музейных, заблещут, как ослепительный полдень»? Остроумный и безжалостный Пушкинский (хвала ему) буквально так и сделал: повесил итальянцев вперемешку со своими Пикассо, Гогеном, Матиссом.

Я съездил, походил. Ну... как бы это вежливо сказать. Нет, не блещут.

Как исторический объект, живое свидетельство непростоты XX века — да, очень любопытно. Но обычных, природных эмоций, любования красотой и тд. эти полотна не рождают. И никакую историю своим сюжетом не рассказывают. Мне лично не понравилось.

-9

Потому что футуристы, как теперь выясняется, изобрели не будущее, а дизайн обоев и музыку эмбиент. Что ж, обои — тоже неплохо.

Выставка «Свободное искусство» в ГМИИ им. Пушкина работает до 16 января.