Дедушка описывает, что гражданское немецкое население на территории Восточной Пруссии жило спокойно, пока были наши. Когда приехали поляки, они стали немцев грабить. О поступлении приказа о возвращении на Родину.
Автор воспоминаний - Ходунов Сергей Федотович 1915 года рождения. Написано в 1980-е годы.
Предыдущая часть: По условиям капитуляции немцы должны были сдаться в плен в 6 утра 8 мая, но этого не сделали. Часть 37
После войны
После окончания боёв на косе весь личный состав полка был переброшен на большую Землю в Восточную Пруссию. Первое время приводили себя в порядок, затем стали заниматься боевой и политической подготовкой.
Располагались в немецких домах. Все спали на кроватях, на немецких перинах. В июне 1945 года получили приказ об охране дороги Гитлер-Штрассе. Эта бетонная дорога с двусторонним движением, шириной около 20 метров, проходила от Кёнигсберга на Запад, через всю Восточную Пруссию.
По этой дороге начали гнать скот в нашу страну, отобранный у немцев. Полк стоял на дороге протяжённостью около 100 км. В основном по дороге гнали коров чёрно-пёстрой породы ост-фризен. Этот скот раздавали в нашей стране семьям, наиболее пострадавшим в период войны и оккупации.
Одновременно наши войска стали оставлять Восточную Пруссию, возвращаться на Родину и по актам передавала населённые пункты Польской администрации.
Надо сказать, что для оставшегося немецкого населения эта процедура проходила драматично. После боёв гражданского немецкого населения оставалось мало. Это были старики, женщины, дети. Пока были наши, они жили спокойно. Но как только стали приезжать поляки - их стали грабить. Поляки ночью врывались к немцам, поднимали их с постели, ставили к стенке, а сами забирали всё, что имело ценность, вплоть до постельного белья. После этого к утру кто-то из немцев кончал свою жизнь - болтался в верёвочной петле.
Когда наши оставляли населённый пункт, немцы плакали и просили наших, чтобы их забрали с собой, только не оставляли полякам. Впоследствии всех оставшихся гражданских немцев перевезли на кораблях или по железной дороге на территорию Германии. В Восточной Пруссии не осталось ни одной немецкой семьи.
К концу августа перегон скота закончился, и поступил приказ о возвращении на Родину. В начале сентября все полки дивизии погрузились в эшелоны и направились в Кировскую область.
Пока мы находились на территории Польши, затем Германии, нам кроме своих денег давали денежное содержание в Польше - злотыми, в Германии - марками. Свою валюту мы на руки не получали, как правило подписывали в фонд Красной Армии. Подписку на заем тоже полностью отдавали в фонд Армии. О деньгах в то время мы совершенно не думали, потому что не известно было, останемся ли мы живыми.
Перед отъездом из Германии все марки нам заменили на свои деньги.
Продолжение следует... (Домой)