Найти тему

Служба телефона доверия. Расскажем, кто консультирует и по каким вопросам

Оглавление

Фото с Pixabay
Фото с Pixabay

Культура обращения к психологу в России появилась не так давно. Ментальное здоровье не менее важно, чем физическое, но если к кардиологу, гастроэнтерологу и даже проктологу люди обращаются без стеснения, то «сходить полечить головушку» до сих пор воспринимается в обществе как нечто постыдное. Кроме того, стоимость даже одного приема у психолога или психотерапевта неподъемна для многих. А одного визита недостаточно в подавляющем большинстве случаев... Но иногда случаются ситуации, в которых психологическая помощь требуется незамедлительно, даже если у человека нет в кармане ни копейки. На этот случай есть телефон доверия.

Принципы телефона доверия

Фото с Pixabay
Фото с Pixabay

Первый телефон доверия в России появился в 1981 году, в следующем году открылась еще одна линия, а к 1991 году насчитывалось уже 25 телефонных линий экстренной помощи. Там работают психологи-консультанты с подготовкой по кризисной и экстремальной психологии. Узнать, что и как они изучают, вы можете на курсе «Психолог-консультант. Методы и технологии оказания психологических услуг населению и организациям с расширенной подготовкой в области кризисной психологии». Наша Академия занимается подготовкой в том числе и этих специалистов. Существует ряд общих принципов, которыми руководствуются консультанты любой линии:

  • Доступность. На телефон доверия может позвонить абсолютно любой человек, и, если он нуждается в помощи, консультант должен оказать ее бесплатно и оперативно.
  • Конфиденциальность. Этот принцип работает в обе стороны. Консультант на линии соблюдает тайну сообщения, а личности клиента и консультанта остаются анонимными. Обратившийся в службу доверия должен чувствовать себя в безопасности, поэтому может назваться любым именем или не представляться вовсе, а анонимность консультанта защищает его от возможного преследования. В тайне сохраняется и местоположение службы телефона доверия. Все разговоры шифруются по специальному коду и не записываются.
  • Уважение. Уважительное обращение и без того принято в культурном обществе, а на телефоне доверия оно особенно важно. Все внимание консультанта направлено на клиента, при этом первый находится в позиции слушателя, принимает полученную информацию и не пытается выудить из звонящего дополнительные данные. Кроме этого, консультант не имеет права как-либо давить на клиента, заставлять его что-то делать или принимать какие-то решения.
  • Выслушивание. Любой, кто позвонил в службу и реально нуждается в помощи, должен быть выслушан, независимо от того, сколько времени и моральных сил разговор потребует от консультанта. Для этого они и работают.
  • Помощь. Помощь – это конечная цель, собственно, то, зачем на линию и звонят. Никто не обращается в службу доверия, чтобы похвастаться или порадоваться. Поводом для звонка служит горе, несчастье, сложное психологическое состояние – одним словом, ситуации, с которыми человек не может справиться собственными моральными ресурсами. Консультант должен помочь ему пережить этот момент, а если надо – прожить его вместе с ним, понять, выслушать, не обвинять человека, поддержать его, дать почувствовать, что он не один и выход есть.

Психологи, которые работают на «горячих линиях», имеют развитую интуицию и прокачанные навыки дистанционного общения. Сложно помогать, когда не видно мимики и жестикуляции человека. Остается внимательно следить только за его дыханием, интонациями, темпом и ритмом речи, голосовыми сигналами и полагаться только на собственное чутье и опыт.

Для этого специалисты постоянно повышают квалификацию, обучаются, прорабатывают разные ситуации с супервизором. Это необходимо в том числе и для того, чтобы избежать профессионального выгорания. Тут палка о двух концах – если пропускать чужое горе и кризис сквозь себя, психолог быстро уволится или заработает профессиональную деформацию, если отнестись к беде формально – позвонивший человек не получит того, за чем обратился, то есть помощи специалиста.

Когда телефон доверия не поможет

Фото с Pixabay
Фото с Pixabay

Служба доверия – это в первую очередь помощь в кризисных и экстренных ситуациях. Но некоторые этого не понимают. С какими запросами не будет работать консультант телефона доверия?

  • «Мои детские травмы не дают мне нормально жить» – это не экстренный случай, здесь требуется планомерная работа с психотерапевтом, эта задача не для консультанта.
  • «Дайте телефон горводоканала» – у сотрудников телефона доверия есть номера экстренных служб, но это не справочная – вам не подскажут, как дозвониться в поликлинику, МФЦ и администрацию Президента.
  • «Мне скучно, поговорите со мной» – задушевные беседы нужно вести с друзьями, консультант не будет разговаривать с человеком, если тому хочется просто поболтать.
  • «Сейчас я вам расскажу, в чем дело, а вы ко мне приедете» – как уже указывали выше, согласно принципу конфиденциальности, разговор не записывается, определителя номера нет, консультанты никуда не выезжают. Если человеку нужна внешняя помощь, он должен дать свой адрес, а консультант передаст эти данные в соответствующую экстренную службу.

Как позвонить на телефон доверия?

Фото с Pixabay
Фото с Pixabay

Телефоны доверия есть у многих служб. Это организации здравоохранения, службы психологической помощи, кризисные центры помощи женщинам и детям, центры помощи жертвам сексуального насилия, центры наркологической помощи, департаменты образования, МВД, МЧС, ГИБДД и др. Номера этих служб в разных регионах различаются. Эффективнее всего обращаться в соответствующую службу доверия. Актуальные телефоны в своем регионе можно посмотреть на сайте http://telefon-doveriya.ru/.

Есть и общероссийские номера, обычно они начинаются с 8-800.

  • 8-800-2000-122 – детский телефон доверия;
  • 8-800-333-44-34 – кризисная линия доверия;
  • 8-800-700-50-50 – горячая линия по вопросам алко- и наркозависимости;
  • 8-800-200-05-07 – телефон доверия по вопросам нежелательной беременности и абортам и др.

Важно понимать, что не все службы доверия действуют круглосуточно.

Было бы просто отлично, если бы у вас никогда не появилась нужда воспользоваться телефоном доверия, но в этой жизни может случиться все что угодно. Если вы почувствуете, что не справляетесь с ситуацией самостоятельно – вспомните про службу телефона доверия.

#телефондоверия

#психология

#надпо

#обучение

#кризиснаяпсихология

#дистанционноеобучение