Прошлое разбередило душу, заставило вернуться в далекий 1958 год и вспомнить одноклассников и учителей, перед которыми мы всегда в долгу. Среди них удивительно скромный, сверхинтеллигентный, великий педагог и воспитатель Александр Федорович Романов.
Александр Федорович родился 10 августа 1903 года в селе Пидьма Подпорожского района Ленинградской области в семье речного лоцмана. В 1924 году окончил Петрозаводский педагогический техникум и работал учителем Вознесенской школы. В 1930 году окончил естественно-химический факультет Ленинградского государственного педагогического института по специальности «преподаватель химии».
Вернулся в Карелию, преподавал химию в Петрозаводском сельскохозяйственном техникуме, Карельской высшей сельскохозяйственной школе. Участвовал в войне с Финляндией, был командиром взвода.
Вернувшись к мирной жизни, работал учителем химии в 14-й средней школе и одновременно методистом по химии в Карело-Финском Учительском институте.
Но снова Война, на которой он, такой миролюбивый в душе, созданный для работы с детьми, был с июня 1941-го по октябрь 1945-го.
На уроках нам о своем участии в Войне почему-то никогда не рассказывал, по крайней мере в нашем классе. Видимо, это было слишком больно и глубоко.
С 1946-го по 1966-й Александр Федорович преподавал химию в 9-й средней школе, а затем до 1974 года работал старшим преподавателем кафедры химии Петрозаводского госуниверситета.
Это был действительно гениальный учитель с божеским даром. Один из немногих учителей, у которого практически не было неуспевающих учеников.
Мне повезло дважды – я училась у Александра Федоровича в 9-й средней школе и в университете, где он вел курс методики преподавания химии.
Александр Федорович говорил: «Нельзя унижать человека двойкой, нет ничего не знающих. Надо добиться, чтобы ученик захотел знать». И ему это удавалось.
Вместо двойки школьник получал точку, которая затем превращалась в оценку. Преподавать у нас Александр Федорович начал с 9 класса, подходы были совсем другие, чем у предыдущего учителя химии. Первично и я получила три точки подряд, а потом так уселась за химию, что пришло озарение, а с ним и отличные оценки.
Химию хорошо знали практически все ученики, в основу ее познания Александр Федорович положил Периодический закон Д.И. Менделеева, после понимания которого многие сложнейшие вещи становились доступными и ясными.
Александр Федорович отличался удивительной неспешностью, тихим четким голосом, чрезвычайно уважительным отношением к каждому из нас, называя старшеклассников на Вы. В нем органично сочетались Учитель и Воспитатель.
Помню, как учил он нас быть вежливыми, рассказав о себе такой забавный случай. «Будучи студентом ЛГПИ, иду я как-то во дворе института, а мне навстречу профессор вуза. Чего здороваться – он ведь меня не знает!? И вдруг профессор снимает шляпу и галантно говорит мне: «Здравствуйте, коллега». Стыд прошиб меня с головы до пят…».
Александра Федоровича Романова не стало 28 января 1993 года. Уверена, что память о нем жива в сердцах всех учеников. А я, став учителем, всегда старалась хоть немного походить на моих учителей, быть уважительной к своим ученикам.
Об авторе публикации. Нина Предтеченская (Сохнова) — профессор, почетный доктор Университета Йоэнсуу
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею, чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей" !