«Тракторы «Беларусь» - это единственное, что скажет вам большинство людей, если спросить у них, какую технику, кроме автомобилей в СССР поставляли на экспорт. Дабы развеять это убеждение, мы даже делали отдельный материал, в котором наглядно показали, что экспортные списки составляли почти сотню наименований тракторов, комбайнов, катков и других машин и агрегатов.
Тем не менее, у некоторых сомнения все равно остались. Одно дело включить в каталог кучу продукции, а другое реально ее поставлять. Причем, желательно не в долг, а за реальную валюту. Так что, без цифр – все это спорно. Пришлось откапать буклет В/О «Трактороэкспорт» выпущенный к 25-летию объединения в 1986 году.
Напомним, что В/О «Трактороэкспорт» возникло 1961 году не с «бухты-барахты». Советские тракторостроители постоянно изучали современные образцы импортной техники. И в ходе сравнительных испытаний обнаружили, что отечественная продукция не только не хуже, но даже в чем-то превосходит зарубежные аналоги. А раз так, значит, трактора и комбайны из СССР можно предлагать и на экспорт – спрос будет.
Собственно говоря, так оно и вышло. Уже к 1971 году за границу было поставлено более 220 тыс. тракторов, а так же десятки тысяч дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и орудий. А обслуживанием всего этого парка занималось около 2 тысяч сервисных станций.
Техника поставлялась в 62 страны, а товарооборот за десять лет вырос в три раза.
1980-е годы и вовсе стали лучшими истории «Трактороэкспорта». К 1986 году количество стран, куда поставлялась техника, достигло 70. И это были не только «банановые республики», но и США, Франция, Канада и Англия. Причем поставки туда исчислялись чуть ли не тысячами.
Всего же за двадцать пять лет В/О «Трактороэкспорт» сумело организовать сеть из 40 крупных фирм-агентов, 7 акционерных обществ объединения, 6 технических центров, 4200 станций технического обслуживания, 200 гарантийно-консультационных пунктов и 700 складов запасных частей.
Товарооборот за эти годы вырос семнадцать раз и составлял на тот момент более 3 млрд. долларов.
Впрочем, стоит понимать, что данная сумма была получена не только с продажи тракторов и комбайнов. Объединение поставляло на экспорт все, что применялось в сельском хозяйстве от поливальных установок и плугов, до доильных аппаратов и машинок для стрижки овец.
То же самое касалось и дорожно-строительной техники. Наряду с гусеничными тракторами и грейдерами на экспорт шло прицепное и навесное оборудование к ним. Кроме того, охотно закупалась и техника для переработки леса.
Официально на тот момент отечественное тракторостроение выпускало 550 тысяч тракторов, 110 тысяч зерноуборочных комбайнов, 100 тысяч дорожно-строительной техники и десятки тысяч самоходных сельхозмашин.
Специально для тех, кто не удовлетворен словами о том, что отечественная техника продавалась по всему миру. Мы подобрали фотогалерею из того же юбилейного буклета, где все снимки имеют подписи, где именно они сделаны. Если и это вас не убедит, то на данном этапе у нас больше нет аргументов.
Вот такими они были, достижения В/О «Трактороэкспорт» за четверть века. На момент написания юбилейного буклета у руководства была вера, что дальше все будет еще лучше. С гордостью упоминается план о развитии сотрудничества со странами СЭВ расписанный аж до 2000 года! Кто же знал, что всего через пять лет все рухнет…