Перед каждым Новым годом вокруг начинается бурление насчет того, какая гадость эта наша... «Ирония судьбы». Негодующих вокруг этого фильма собралось много. Условно большинство их делится на две категории.
Люди, ненавидящие любые истории про распадающиеся пары.
Им я посоветую просто переключить. На свете колоссальное количество фильмов, где распавшийся союз в финале слезно мирится. В Новый год их тоже показывают. Кстати! В крайнем случае, если негодование достигло критической точки, можно замутить краудфандинговый проект. И в пику «Иронии» снять свой фильм, где двое безо всяких препятствий остаются с людьми, за которых уцепились на безрыбье, создают с ними семью и портят им остаток жизни.
Нет, кроме шуток, вы правда думаете, что Надя и Женя сколотили бы счастливые семьи с Галей и Ипполитом? И что фильм показывает нам именно это – задел на два благополучных союза?
Фильм ведь, по сути, не о том, как Женя увел Надю или Надя увела Женю от законной (на самом деле – по тем временам еще не законной) пары. Судя даже по скорости, с которой оба охладели к своим почти половинам – дело было лишь за временем. И «Ирония судьбы» не про то, как человек находит свою любовь (это здесь тоже есть, но не как главный мотив), а как люди отказываются от заведомо чуждой судьбы. Чтоб не приходили в праздной суете разнообразные не те. Чтоб не «красть в отместку» несложившемуся счастью ничем тебе не подходящего, кроме одобрения мамы и подруг, человека. Ипполит и Галя несчастны? Да. Но еще больше они могли бы быть несчастны через год-два после заключения браков.
Как и их половины (и в фильме это прямо показано – я об этом еще напишу в следующей статье). Но, повторюсь, на свете есть люди, для которых это неприемлемо. Есть хороший непьющий человек – держись за человека.
И кто я такая, чтобы разубеждать? Я знала женщину, которая всю жизнь мучилась с пьяницей-мужем; так вот, она искренне не понимала, как можно смеяться, когда в кино показывают пьяных. И никакие «лучше всего, конечно, пять звездочек» ее не забавляли. Мне бы и в голову не пришло ее судить. Ну, так сложилась жизнь. Только вот широко обсуждать фильм исходя из столь личных причин – наивно как-то, что ли.
Забавно, что никогда мне не приходилось слышать такого града обвинений в адрес «Неспящих в Сиэттле». А вот мне жениха героини жалко ничуть не меньше, чем Ипполита, а в чем-то больше.
В сцене, где он сидит растерянный, а Энни отдает ему обратно материнское кольцо – я прямо слезами обливаюсь. Про Сэмову коллегу, с которой он встречался, мы уж и не говорим – о ней все забыли к финалу. Причем героиня ведь вообще не знает того мужчину, ради которого уходит! Она его только по радио слышала, да по телефону с ним говорила, да издали виделась. И вот – бросила жениха, а ведь он любил ее. Хотите, скажу, почему зрительницы массово умиляются этой безнравственной истории? Потому что героиня уходит к мужчине с ребенком! Шах и мат, «Ирония судьбы»!
У всех нас свои триггеры в голове. Одари Брагинский и Рязанов своего Лукашина маленьким сыном-сироткой – большинство этих триггеров переключилось бы из режима «жалеть покинутого партнера» в режим «подарить ребенку маму».
Это само по себе не плохо. Я не издеваюсь. Я просто хочу подчеркнуть, что Рязанов не стал пробиваться к зрительским сердцам простым путем. Но переходим к следующей категории.
Зрители, которые практически ни разу не видели «Иронии судьбы» от начала до конца.
Нет, серьезно. Половина моих знакомых почти не знает сюжета этого «фильма, который все видели». Знаете почему? Потому что в массовом сознании это «фильм под оливье» – определение, между прочим, с одного киносайта. Как «Один дома» или «Карнавальная ночь». Легкое ненапряжное кинцо. Так многие думают. И поэтому жутко оскорбляются – новогодняя ночь, праздник, а им тут показывают, как пары рушатся, люди ссорятся, мокрый человек уходит на мороз.
Вот так традиция предновогоднего показа вредит отличной трагикомедии, которую надо хоть раз сесть и посмотреть вдумчиво, прежде чем делать какие бы то ни было выводы. А как ее смотрит большинство?
- Сейчас погляжу, как они в бане парятся, и пойду колбасу резать.
- За тестом последи, хочу про вагончик послушать!
- О, там Ипполит в душ полез, потом оливье заправим!
Короче говоря, этот фильм пал жертвой клипового восприятия задолго до распространения Муз-ТВ и интернета. В следующей статье на основе вдумчивого просмотра мы опровергнем основные мифы, сложившиеся вокруг этого фильма. Не пропустите!
© Ольга Гурфова
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))