В Ленинградской области, в 40 километрах от города Гатчина есть небольшой посёлок Дружноселье. Посёлок совсем крохотный, проживает в нём всего 1302 человека. Но вот список предприятий, работающих в Дружноселье весьма специфический: помимо дружносельского лесничества, здесь функционируют туберкулёзный диспансер и психиатрическая лечебница.
А появилась туберкулёзная больница здесь благодаря Льву Петровичу Витгенштейну, хозяину этого имения. Удивительное дело: для себя он построил весьма скромную деревянную усадьбу, а неподалёку от неё возвёл шикарный каменный дом, который использовался как богадельня для солдат, покалеченных во время войны 1812 года. Внутри этой богадельни до недавнего времени как раз и находилась туберкулёзная больница.
Сейчас она закрыта - идёт её капитальный ремонт. Но я приехал сюда вовсе не для того, чтобы оценивать ядерный оттенок жёлтой краски, которой её решили покрасить. Если пройти чуть дальше за больницу, то можно увидеть очень красивый католический костел.
Насколько красивый, настолько и заброшенный. Внутрь не пройти - дверь заколочена, а стены покрыты надписями. К счастью, надписей пока не слишком много - сказывается удалённость места.
Решаю обойти костел по кругу и тут меня ожидает сюрприз - по колено в снегу я обнаруживаю, что сзади есть подвал и он открыт.
А дальше начинается самое интересное! Подвал оказывается не совсем заброшенным: внутри обнаруживаются свечи, портреты людей и довольно приличное количество искусственных цветов.
Что ж, стоит рассказать вам про этих людей поподробнее, чтобы понять, что здесь вообще тпроисходит. Бравый молодой человек на рисунке слева - это Пётр Христианович Витгенштейн, герой войны 1812 года. Именно его сын Лев Петрович стал хозяином этой усадьбы.
А справа - женщина, которую Лев Петрович очень сильно любил и именно благодаря ей здесь и появился этот костел. Увы, причина его появления печальна - Стефания Радзивилл, княгиня Витгенштейн, скончалась в возрасте 22 лет от чахотки, оставив мужу двоих детей. Безутешный супруг возвёл в усадьбе костел святой Стефании, названный в её честь. При жизни Стефания была крайне хороша собой и приятна в общении. Её даже упоминал в стихах Александр Сергеевич Пушкин, называя "варшавской красавицей".
После октябрьской революции костел несколько раз подвергался разграблению, видимо мародёры искали какие-то ценные вещи, принадлежавшие Витгенштейнам. Не знаю, удалось ли им что-то найти, но сейчас от внутреннего убранства не осталось ровным счётом ничего. Даже совершенно непонятно, остались ли где-то здесь останки самой "варшавской красавицы" Стефании.