Счет задействует разные зоны головного мозга. Это височные и затылочные отделы, которые отвечают за восприятие слуховой и зрительной информации, передние лобные отделы, которые ответственны за то, чтобы проанализировать полученное задание, понять его смысл, построить программу решения.
А еще задействуется зона ТПО – теменно-височно-затылочная область, которая отвечает за пространственную ориентировку и оптико-пространственную деятельность. Больше считаем, становимся умнее, развиваем мозг и скорость «соображалки».
Тогда, безусловно, ментальная арифметика – это круто! Там же нужно считать в уме. Смотрим абзац выше – все верно. Верно, но не так просто, как кажется на первый взгляд.
Как проходят занятия по ментальной арифметике
На занятиях по ментальной арифметике детей учат считать на специальных счетах – абакусе (соробан). В начале урока – небольшая разминка, решение задач на логику или головоломок, затем уже упражнения на абакусе. Постепенно абакус убирают, все вычисления ребенок производит в уме.
На занятиях ментальной арифметикой абакусом все дело не ограничивается. Дети работают с таблицами цифр, флеш-картами, рисуют двумя руками, читают перевернутые тексты, ищут предметы на картинках – такой вот детский нейрофитнес.
Заставлять детский мозг работать, как следует – это, конечно, хорошо. Главное, не переборщить.
Давайте теперь поговорим о том, какую пользу несет в себе ментальная арифметика.
Плюсы ментальной арифметики
Развитие мелкой моторики – дети считают на абакусе с помощью мелких костяшек. Работают пальчики и тем самым, развивается мелкая моторика. А уж про пользу развития мелкой моторики не говорил только ленивый. Это одно из базовых условий дальнейшей беспроблемной учебы (тренировка руки для письма, развитие мозга и т. д.)
Концентрация – на занятиях ребенок учится сосредотачиваться и концентрироваться на задании. Опять же этот навык очень пригодится в школе, особенно в начальных классах.
Быстрый счет в уме – этот навык еще никому в жизни не помешал. Правильно посчитать сдачу в магазине, например. Главное, чтобы он сохранился и в дальнейшем.
Логика – благодаря математическим упражнениям развивается логическое мышление.
Мотивация, самооценка – когда у ребенка получается выполнять задания, получается быстро считать, у него повышается интерес к учебе, повышается самооценка, он мотивирован заниматься и дальше, узнавать что-то новое, стремиться к новым вершинам.
Развитие межполушарных связей - говорят, если у человека развито левое полушарие – он гуманитарий, креативщик, с хорошим воображением и т. д., а если правое – то у него технический склад ума. Занимаясь ментальной арифметикой, дети работают на абакусе двумя руками, при этом считая в уме, таким образом, задействуются оба полушария. Можно одновременно делать два дела сразу – считать и читать стихи, например.
К общим плюсам можно еще отнести – повышение успеваемости (регулярные занятия тренируют память, повышают объем памяти), развитие коммуникабельности (дети в группах могут решать общие задачи), развитие абстрактного мышления, усидчивость.
Ну а теперь перейдем к минусам.
Есть ли минусы у ментальной арифметики
Есть, но это сложно назвать даже минусами. Скорее, это недостатки, которые есть практически у любой методики.
Первое – ребенок может торопиться, отсюда появляются ошибки в счете.
Второе – ментальная арифметика подходит не для всех. Нагрузка может быть слишком высокой для некоторых детей. Поэтому нужно смотреть, как ведет себя ребенок после занятий, нет ли большой утомляемости, есть ли интерес к дальнейшим урокам и т. д.
Третье – направление ментальной арифметики не совпадает со школьной программой. В школе учат считать по-другому, закладывают базовые знания для дальнейшего изучения математики, алгебры, геометрии и т. д. В ментальной арифметике, увы, этого нет. Система счета здесь немного другая.
Четвертое – регулярность занятий. Заниматься нужно регулярно, так же, как и выполнять домашнее задание. Не у всех родителей есть возможность заниматься дома с ребенком.
Пятое – ментальная арифметика не сделает из ребенка гения, как бы ни чесалось при этом родительское самолюбие.
Нужно ли заниматься ментальной арифметикой
Это зависит только от вашего желания. Да, ментальная арифметика полезна для общего развития ребенка, это мы уже выяснили. Как и любые развивающие занятия. Это здорово, когда у ребенка получается делать что-то доселе неизвестное, сложное, появляются новые друзья, новая обстановка, новые «умелки» – как у него горят глазки, как ему это интересно, каким взрослым и умным он себя чувствует!
Ментальная арифметика сейчас популярна и будет популярной еще очень и очень долго. И всем, кто в ней заинтересован, кто хотел бы научиться преподавать ментальную арифметику, добро пожаловать на наш курс – https://ncrdo.ru/do/pp-pedagog-do-mentalnaya-arifmetika/
#дополнительноеобразование #повышениеквалификации #дистанционно #профпереподготовка #педагогика #обучениеонлайн #дистанционноеобучение #курсыповышенияквалификации #курсыдляпедагогов #ментальнаяарифметика