Добрый день читатель.
Из 1 статьи на тему ННО (ненасильственного общения) мы уже знаем, что путь к пониманию друг друга можно разбить на четыре этапа: наблюдение без оценок; высказывание того, что мы чувствуем; понимание своих потребностей; высказывание своего мнения, как можно бы удовлетворить наши потребности.
Разберемся со вторым этапом – чувствами.
1.Отличайте наши чувства от наших представлений о себе.
Мы привыкли употреблять слово – плохо. Если задуматься, это слово не является пригодным для выражения наших чувств.
Пример:
«Я чувствую, что плохо играю на гитаре»
В этом высказывании я скорее оцениваю свои музыкальные навыки, нежели выражаю чувства.
Настоящее выражение чувств.
«Я чувствую разочарование, когда играю на гитаре»
«Я злюсь на себя, когда играю на гитаре»
«Я недоволен собой, когда играю на гитаре»
Таким образом, за словами хорошо или плохо может скрываться большой спектр эмоций.
2.Различайте то, что мы чувствуем, и то, как другие люди, по нашему мнению, реагируют на нас или ведут себя по отношению к нам.
«Я чувствую, что ничего не значу для людей, с которыми работаю»
Слова «ничего не значу» скорее относятся к тому, что я думаю об оценки меня другими людьми, нежели к настоящим чувствам (которые в этой ситуации можно было бы выразить как «мне грустно» или «я обескуражен»).
«Я чувствую, меня не так поняли»
Здесь словами «меня не так поняли» оценивается уровень понимания, демонстрируемый другими людьми, а не собственные чувства. Можно было использовать беспокойство, раздражение или что-то еще.
«Я чувствую, что на меня не обращают внимания»
Перед нами снова скорее интерпретация чужого поведения, нежели ясное выражение собственных чувств. Слова «не обращают внимания» скорее выражают нашу интерпретацию чужих действий, нежели наши чувства. Примеры подобных слов:
отвергнутый обманутый обруганный оскорбленный перебиваемый подавленный
3. Чувства нужно отличать от мыслей.
«Я чувствую, что от меня всем что-то нужно»
«Я чувствую, что это бесполезно»
Заключение
Надеюсь данная информация добавит краски в ваше общение.
Спасибо за прочтение.