"Ее тревожили приметы; таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь, предчувствия теснили грудь..."
("Евгений Онегин")
Склонный к мистике, Пушкин наделил Татьяну Ларину свойствами простой и любопытной женской души. Татьяна верила в приметы, во время святок заглядывала в судьбу. И делала это незатейливо, наивно, как и большинство милых дам. Чистое любопытство. Ничего страшного. Вроде бы...
Возможно, с таким же милым любопытством Ева потянула Адама попробовать запретный плод. Шучу. В наше время это проявление сексизма. Разгневанные "дочери Евы" могут подвергнуть меня остракизму. Пушкин на вашей стороне. Поэзия забавляется.
Странно, что Церковь очень строго - под страхом многолетнего отлучения от Таинств - следит за этой, казалось бы, шалостью. Может быть, как Мать, ревнует? Может быть. А может быть, предостерегает от поклонения идолам, суть которых бесы? Может и так. В любом случае, Бог не карает как судья юрисдикции, а смотрит сквозь бинокль Любви, и в каждом случае сам человек наносит себе ранки в зависимости от душевного устроения. Одно дело - молодая девушка, которая в предвкушения влюбленности раскрывает сердце для эйфорического божка Эроса. Другое - сознательное оставление Христа в пользу духов падших, которые, конечно, могут и предсказать и угадать, и предвидеть, но Любви не имеют. Наверное, Церковь остерегает со всей педагогической строгостью от оставления Христа. Иначе Бог Любви превращается в Судью Справедливости. А это уже не совсем христианство. Или, точнее, совсем не христианство.
"Что ж? Тайну прелесть находила и в самом ужасе она:
Так нас природа сотворила, к противуречию склонна.
Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость,
Морозна ночь, все небо ясно; светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно".
Как утонченно описал гадание на святочной Александр Сергеевич. И вроде как не остается ощущения греха. И вообще, грех ли это? Страшно. Но пленяет сам страх. Тайну прелесть находила и в самом ужасе она...
Батюшки на приходах редко говорят о грехе гадания, очевидно, считая, что это итак всем понятно. Знаю другое: многие мои знакомые из среды церковных людей на святках гадают и не видят в этом ничего осудительного.
Однако вот, что я прочитал у старца Иоанна (Крестьянкина). Признаюсь, был слегка удивлен той строгости, с которой он, святой человек, упреждает людей от гаданий. Возможно, его строгость обращена в первую очередь к людям воцерковленным? Наверное, так!
"За участие в волшебстве Церковь запрещает общение с ней на 20 лет, наравне с убийцами. А закостеневших и некающихся совершенно извергает вон. Не утешайтесь, что теперь каждому можно переступить церковный порог и подойти к Святой Чаше. Людей, священника обмануть можно, но Бога-то кто и как может обмануть!
Мы имеем такие Таинства Церкви, как Елеосвящение (или Соборование), установленное Церковью для лечения недугов, мы имеем великую святыню – крещенскую воду, мы имеем артос (пасхальный хлеб), наконец, мы в Таинстве Причащения соединяемся с Самим Богом! И в это мы мало верим, а вот бежать к «бабке» – это нам кажется настоящим и верным средством.
Мы настолько обезумели, что гадаем на Святом Евангелии, Библии, вместо того чтобы поучиться в них истинам веры. Мы гадаем на картах, а может, кто из вас еще и спиритизмом увлекается, крутит блюдца, вызывает каких-то духов (ясно, что не святых) и выспрашивает их о разных судьбах и событиях.
Это все неверие в благой Промысел Божий, это дерзкое любопытство, отсутствие надежды на Бога!"
#святки# гадания, тайны#