Новый завет и Псалтирь.
Нас часто спрашивают: “Стоит ли реставрировать книгу, если можно дешевле купить новый экземпляр или переиздание?”. Однозначного ответа нет. Конечно, вы можете купить последнее издание (или даже то же издание) любимой книги в лучшем состоянии. Она будет пахнуть новизной, страницы будут идеально чистые и ни одного пятнышка на переплете. Не будет следов вашей жизни с книгой. Есть люди, кому важно сохранить подобные отпечатки истории, а есть и такие, кто не обращает внимание на подобные моменты. Первые являются клиентами нашей мастерской, и сегодня у нас именно такая книга.
Одними из постоянный “пациентов” нашей мастерской являются издания религиозного толка. Как правило, они передаются из поколения в поколение и хранятся как настоящие семейные реликвии. На этот раз нам предстояло восстановить одну из книг священного писания. К сожалению, от частого использования такие издания быстрее подвержены всем необратимым процессам старения и обветшания. Данная книга поступила в работу в полуразобранном состоянии: книжный блок отошёл от корешка и выгнулся в обратную сторону, выпадали некоторые листы, а переплет имел большие потертости и утраты. Мы перешили блок, отреставрировали листы и восполнили утраты на переплете, а также восстановили тиснение на массивном корешке. Чтобы книга и дальше продолжала радовать своих владельцев своим состоянием, сделали удобный футляр для хранения. После такой качественной реставрации уверены, что издание прослужит еще не одному поколению!
Вообще книжная культура древности коренным образом отличалась от той, что привычна нам. В древности имело место благоговейное, трепетное отношение к письменному слову. Сегодня, беря в руки газеты, мы просматриваем их, пробегая глазами тысячи, десятки тысяч слов, нередко даже не вникая в их смысл. Во времена же, когда создавалось Священное Писание, письменное слово ценилось очень высоко — не только потому, что писчий материал был дорогим и работа писцов трудоемкой: было вообще не принято писать только для того, чтобы высказаться. Если человек садился за стол и брал в руки стило, предполагалось, что он напишет что-либо весомое, значимое. Потому и отношение к книге было иным; потому книги не читали про себя, а только вслух — неспешно, вдумчиво, благоговейно.
Священное Писание было неотъемлемой частью раннехристианского богослужения. Для литургического употребления создавались специальные списки Евангелия — так называемые Евангелия–пракосы, или лекционарии: в них текст размещался не в обычной последовательности, а в той, в которой он читался за богослужением.
Интересно, что литургическое употребление рукописей Ветхого и Нового Заветов стало причиной появления в них различных вспомогательных знаков, облегчающих чтение вслух. Эти знаки — невмы — ставились в тексте над строкой и указывали, с какой интонацией нужно прочитать определенное слово или фразу. Впоследствии при помощи невм стали записывать мелодии богослужебных песнопений: так развилась в Византии невменная нотация, унаследованная и Русью (на Руси она получила название крюковой).
Многие рукописи Нового Завета содержат миниатюры — иллюстрации, облегчающие понимание текста. По миниатюрам можно судить, как понимали тот или иной священный текст в эпоху, когда создавалась конкретная рукопись. Кстати, именно средневековые книжные миниатюры оказали существенное влияние на развитие иконографий известных образов и сюжетов. Что уже говорить о священном тексте, который и спустя две тысячи лет находит отклик в сердцах верующих всего мира.
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram