Продолжаем изучать исследование Data Insight о поведении покупателей на маркетплейсах. У интернет-магазинов есть шанс, нужно только подтянуть скорость доставки.
Покупательская оценка одинакова для всех маркетплейсов
В первую очередь люди смотрят на скорость и удобство доставки. На Озоне и ВБ на этот параметр обращают внимание 51% покупателей. На Яндекс.Маркете — 46%, при этом на Маркете год к году показатель вырос на 15%.
Второе — скидка. 43% покупателей обращают внимание на скидку на Озоне, 46% на ВБ и 39% на Яндекс.Маркете. Примечательно, что на Маркете снова большой скачок год к году. Интерес к скидкам у покупателей на Маркете уменьшился на 12%.
На третьем месте широкий ассортимент. Озон — 36%, ВБ — 39%, ЯМ — 30%. Снова не без скачка на Маркете, +15% по сравнению с прошлым годом.
На маркетплейсе дешевле покупать. Так считают 27% покупателей Озона, 33% покупателей ВБ и 30% покупателей Маркета. Здесь обошлось без сильных скачков. Год к году цифры почти не менялись.
На пятом месте — всегда иду на эту площадку в первую очередь. 23% покупателей сначала идут на Озон, 30% на ВБ и 21% на Яндекс.Маркет. Тут Маркет снова выделился и прибавил аж 13% за год.
Интересно, что фишкой маркетплейсов считалась возможность сделать покупки в разных категориях в одном месте. Но в 2021 году покупатели совершенно не ценят этот функционал. -26% на Озоне, -30% на ВБ и -19% год к году на Яндекс.Маркете.
Какие выводы
Главная фишка маркетплейсов изменилась. Теперь это не мультикатегорийность, а скорость доставки. Соответственно нишевые интернет-магазины возвращаются в гонку за покупателя.
Исходя из статистики, точка роста для магазинов — научиться доставлять дешёво (лучше бесплатно) за 1-2 часа. В рамках своего города (особенно в регионах) звучит, как реальность.
4 пункта привлекательности маркетплейса из 5 легко перекладываются на интернет-магазин. Дать аналогичную скидку — реально. Обеспечить широкий ассортимент в одной категории — реально. Продавать дешевле, чем на маркетплейсе — реально (ведь не нужно отдавать 30-35% на комиссии). Стать первым местом, где ищут товар, — реально (поработать с лояльностью аудитории, настроить регулярную рассылку, вести соцсети и быть на виду).
Показатели на Яндекс.Маркете сильно изменились год к году. Это понятно. Теперь площадка — настоящий маркетплейс, а не просто сервис сравнения цен. Вот и покупатели стали ценить вещи, которые ценили в других маркетплейсах.
На мой взгляд поведение продавцов сейчас меняться не должно: свой интернет-магазин + маркетплейсы, как дополнительные каналы продаж. Пока это выглядит как самая жизнеспособная схема ведения небольшого торгового бизнеса.
Удачи и хороших продаж в новый год!