Мне хотелось увидеть именно начало, поэтому хмурым декабрьским утром я отправилась на встречу с кораблями. Тихо кругом, у входа вижу силуэт памятника Петру I, а за ним зал Славы русского флота.
Здесь я ходила долго, смотрела и возвращалась, забыв об аудиогиде. Мало что помню из прежней экспозиции, но то, что я увидела, было прекрасно. Спасибо основателю нашего города, в Главном Адмиралтействе более трехсот лет назад Петр начал собирать модели и чертежи кораблей.
Ростры на стенах слева и справа, модели кораблей в центре, #ботик Петра на почетном месте, суда английские, голландские, галерные; сюртук, орден царя - очень насыщенный зал, в нем дышит и живет история.
Много картин Айвазовского, но полюбоваться ими не удалось, вблизи блики от ламп, а с противоположной стороны мешают мачты кораблей. Но море плещется везде, на стенах, у адмиралтейского трона #Петра, у стекол витрин.
Около ботика Петра табличка – «подлинное изделие». На этом подлинном изделии 16-летний Петр учился ходить под парусами по Яузе. Позже ботик участвовал в параде Балтийского флота в Кронштадте. За свою многовековую историю судно ремонтировалось не раз. В военное лихолетье был эвакуирован в Ульяновск. Последнюю реставрацию ботик прошел в Нью-Йорке в конце 90-х.
У входных дверей гребные весла с галер, не заметила сначала, а весла впечатляющие – вес каждого около 100 кг, высота 13 метров, с таким веслом управлялось 6 гребцов.
О путешествии Петра I по Европе написано немало. Царю было 26, когда он шел через Ла-Манш на военном корабле «Йорк» и порывался лично осмотреть оснастку.
Полный жизни, властный, нетерпеливый удивлял английский двор и сам был полон восхищения от увиденного. Где-то во дворце Петр увидел устройство, указывающее направление ветра и по прибытии в Петербург поставил такое же на крыше своего Летнего дворца.
Ему не терпелось начать осваивать корабельное дело, но реки замерзли, и Петр неустанно искал специалистов для работы в России, посещал литейный двор, присутствовал на учениях английского флота.
Еще год провел «плотник Питер» в Голландии. «Как это работает? Для чего это?», - сыпал он своими бесконечными вопросами. Много ходил по Амстердаму, покупал картины голландских мастеров с морем и кораблями и отправлял их на родину.
Мастерил #макеты судов, бросал, не закончив, и брался за другую работу. Ездил по мануфактурам и лесопилкам, тогда-то, наверно, и родились контуры реформ государства российского и идеи создания флота.
Вот и самый большой макет экспозиции 111-пушечный винтовой линейный корабль «Император Николай I», выполнен в масштабе 1:12, красив и строен, пусть без парусов и матросов.
Еще одна запоминающаяся витрина: килевание 66-пушечного корабля. Судно лежит на боку, рядом воротные механизмы и емкости. Так чистили днище кораблей от ракушек и других морских организмов. Чтобы судно не теряло свои мореходные качества, и проводилась подобная процедура. Позже Петр для этих целей построит в Кронштадте док и все станет проще.
Свернув из зала направо, я увидела #самолет дважды героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова. Самолет узнала, в «старом» здании музея он тоже демонстрировался. Первый в мире серийный истребитель И-16, маленький и героический. На этом самолете Сафонов cбuл 14 самолетов противника.
Если вспомнить военно-морской музей на Васильевском острове, который размещался в здании Биржи, то это - день и ночь. Если от прежнего музея в воспоминаниях осталась свалка моделей судов и пyшeк всех мастей, и где-то в углу ботик, лежащий на боку, то новые помещения как нельзя лучше соответствуют образу и содержанию музея. В 19 залах в хронологической последовательности расположены экспонаты, знакомящие посетителей с #историей русского флота.
Следующий зал рассказывает об императорском #флоте, отдельный зал посвящен русско-японской voйнe и так шаг за шагом до океанского paкeтнo-ядepнoгo флота Российской Федерации. Но нельзя объять необъятное.
Пyшkи не рассматривала, задержалась у первой подводной лодки. Рядом парил двуглавый орел, если встать на цыпочки можно коснуться его царственных крыльев. А я все смотрела с балкона 2-го этажа на 1-й зал. Фигуры на рострах, штандарты, стяги, лес мачт, гюйсы, флаг командующего авангардом – чувство, что наконец-то добралась до своей гавани.
Папа в возрасте 16-ти лет пошел заниматься в яхтклуб. У нас дома, на шкафу стояла яхта с голубым парусом «Бриз», иногда мне давали ее подержать и убирали на место. Ничто не может сравниться с парусом, со стремительным скольжением судна по воде.
Три часа я провела в #музее, подолгу останавливаясь у экспонатов, часть залов прошла мимо, но и того что увидела вполне достаточно. Здесь остается мой маленький «маячок», чтобы вернуться.
А пока по Конногвардейскому бульвару, мимо Исаакия на другой берег Невы,
все дальше и дальше от Крюкова канала и здания ЦВММ с развивающимся Андреевским флагом над входом.
Спасибо, что прочитали!