Общение с коллегами — ежедневная и неизбежная реальность. Вы проводите с ними 40 часов в неделю, а иногда и больше. От того, как проходят эти часы, зависит продуктивность и удовольствие от работы. Так что наладить отношения определенно стоит.
Исследователи из компании Gallup выяснили, что наличие среди коллег близких друзей или хотя бы хорошие взаимоотношения в коллективе — один из 12 ключевых факторов, которые определяют, довольны ли мы своей работой.
Но не всем же дружить с коллегами! А это и не нужно. Достаточно установить хорошие рабочие отношения, которые, как показывает практика:
· помогают эффективно работать в команде благодаря взаимному уважению, честности и открытому обмену мнениями;
· способствуют быстрой адаптации новичков и снижают текучесть кадров;
· хорошо влияют на настроение, мотивацию и рабочую продуктивность;
· позволяют избегать пустых конфликтов;
· экономят время и силы: вместо интриг и борьбы за выживание вы профессионально развиваетесь.
Что такое «идеальные» отношения с коллегами
Каждый понимает их по-разному. Одним людям на работе комфортно, если коллеги улыбаются при встрече, не пытаются воткнуть нож в спину и не лезут в душу. Другим важно быть с коллегами «на одной волне», пить вместе кофе всю неделю и коктейли по пятницам, знать, что можно поделиться личными проблемами и получить дельный совет.
Каким бы ни было представление о «достаточно хороших» отношениях с коллегами, качество и теплота общения будут зависеть от вас самих — от готовности вкладываться в общение, проявлять эмпатию и поддержку, превращать нейтральную или приятельскую связь с посторонними людьми в теплую и дружескую.
И всё же есть некий «гигиенический минимум», позволяющий не перейти границу, за которой нейтрально-рабочие отношения превращаются в токсично-конфликтные. Начнем с него.
Цель 1: нейтральные отношения с коллегами
· Не сплетничайте — особенно друг о друге.
· Не обсуждайте руководителя в негативном ключе — коллеги могут передать ваши слова или к вам создастся предвзятое отношение.
· Не подставляйте коллег. Если это произошло случайно — сразу просите прощения и предлагайте помощь.
· Не жалуйтесь на коллег руководителю и не рассказывайте об их мелких промахах. Иногда возникает необходимость сообщить о надвигающейся рабочей катастрофе, но сначала попробуйте решить проблему с виновником.
· Не льстите — люди быстро распозна́ют лесть и начнут подозревать вас в нечистоплотных намерениях.
· Не произносите вслух оценочных суждений, касающихся национальности, пола, возраста, веса, внешности, личности, характера, привычек человека. Давайте оценку работе коллег только тогда, когда вас напрямую просят — они сами или ваш общий начальник.
· Не пытайтесь никого воспитывать и перевоспитывать.
· Не вступайте в альянсы, не присоединяйтесь к одной из конфликтующих сторон. Соблюдать нейтралитет непросто: сначала вы почувствуете неприязнь со стороны коллег, но спустя время все привыкнут к вашей позиции, а затем она заметно облегчит вам рабочие будни.
· Не рассказывайте о своей жизни слишком много — для некоторых людей это нарушение личных границ.
Кроме того, по возможности избегайте флирта, всегда соблюдайте правила вежливости и профессионального этикета, а также придерживайтесь официальных корпоративных правил (чем раньше вы их изучите — тем лучше).
Главный залог ровных и продуктивных отношений с коллегами — то, что вы будете хорошо делать свою работу. Сложно невзлюбить человека, который держит обещания и никогда не перекладывает на других свои задачи.
Цель 2: приятельские отношения с коллегами
Выполнить все советы под силу разве что Супермену. Начните с тех, которые не потребуют лично от вас много сил — по вашему характеру или привычкам. А затем добавляйте остальные, доводя «градус» отношений до того уровня, который вас устроит.
Не ешьте в одиночку. Если обстоятельства не позволяют обедать с коллегами, присоединяйтесь к ним хотя бы за чашкой кофе.
Не стремитесь решить все рабочие задачи самостоятельно, думайте «друг о друге».
Не пропускайте корпоративы — даже если считаете, что это трата времени и денег компании на пустые разговоры и бессмысленные тосты.
Участвуйте в любых тимбилдингах — в процессе стремитесь не превзойти коллег, а внести вклад в общую задачу.
Не давайте советов, о которых вас не просили, и делитесь экспертизой охотно и без высокомерия, если ваш совет нужен (особенно профессиональный).
Слушайте внимательно, когда человек делится профессиональными проблемами, и хотя бы вежливо — если личными.
Учитесь спорить без перехода на личности. Аргументируйте свое мнение и будьте готовы прислушаться к чужому, понять его.
Признавайте свои ошибки.
Давайте конструктивную обратную связь, критикуйте тактично.
Благодарите всегда, когда это уместно, и старайтесь делать это публично. Признавайте вклад коллеги, если проект совместный.
Старайтесь быть позитивным человеком. У всех случаются пробки, переходный возраст детей и плохие дни, но людям хватает своих проблем, поэтому особенно приятно работать с тем, кто не жалуется на жизнь слишком часто.
Будьте внимательны к мелочам: возвращайте предметы, которые одолжили, не опаздывайте на встречи и планерки.
По возможности помогайте коллегам в рамках ваших и их профессиональных задач. (Но не позволяйте садиться себе на шею: однажды вы «сорветесь» — и отношения будут испорчены.)
Проявляйте поддержку в действительно трудных ситуациях — даже не связанных с работой. Вам не обязательно всё бросать и спасать коллегу в беде, но можно заварить ему чай, выслушать, угостить или вовремя помолчать.
Вы можете нравиться или не нравиться людям в силу личных особенностей, но репутация надежного и оптимистичного человека — достаточная база для приятных и приятельских отношений на работе.
Цель 3: дружеские отношения с коллегами
Если вы проводите много времени на работе и друзей за ее пределами растеряли, а коллеги — интересные и доброжелательные люди, можно осознанно укреплять и развивать отношения.
Участвуйте в неформальных посиделках и организовывайте их сами.
Приносите на работу угощение для коллег — если любите и умеете готовить. Покупные «радости» тоже подойдут.
Старайтесь узнать людей лучше — ищите общие интересы, схожие хобби и мечты. Подойдут даже воспоминания — например, если вы ездили на отдых в одну и ту же страну.
Создавайте удобные моменты для неформального общения. Можно, например, проводить несколько лишних минут на кухне, раньше срока приходить на встречи и уходить последним. Даже если регулярно спрашивать сослуживцев в начале дня, как у них дела и настроение, как добрались до работы и что они думают о погоде, — установится эмоциональная связь.
Делитесь учебными материалами, профессиональными находками, инсайдами, идеями — если проходите обучение, которое может быть полезно коллегам.
Не отказывайтесь помочь не только в офисе, но и за его пределами. Кроме того, не ждите просьб о помощи и включайтесь сами, если позволяет загруженность.
Не уклоняйтесь от обязанностей наставника для новичков. Со временем эти люди превратятся в друзей.
Проявляйте инициативу во «внерабочих» (например, благотворительных, волонтерских) проектах коллег.
Подпишитесь на коллег в соцсетях и реагируйте на их фото и тексты лайками, комментариями. Делайте общие селфи и фото, делитесь ими в соцсетях, отмечая участников.