Найти тему
Субъективный путеводитель

Михайло-Чесноковка. Как живёт глубинка Дальнего Востока у Транссиба?

В черте Свободного целых две станции - собственно Свободный на севере и Михайло-Чесноковская на юге. На ней сегодня мысленно покинем вагон, хотя в реале подобное проделать можно только с нарушением закона и риском для жизни - пригородных поездов тут нет, а дальние на этой станции не останавливаются. Я дошёл сюда пешком из центра.

За этой станцией спускается к плавням Зеи район частного сектора Суражевка. Я туда не дошёл, да и, кажется, ничего интересного там не увидеть, однако на самом деле эта захолустная окраина старше города. Если Алексеевск (как назывался до 1917 года Свободный) торжественно заложил в 1912 году генерал-губернатор Николай Гондатти, то Суражевка была основана в 1901-м малоросскими поселенцами с Черниговщины.

Михаил Чесноков же - это путейский инженер и архитектор, спокойно строивший Амурскую железную дорогу, но в 1917 году ставший вдруг борцом за власть советов и за это убитый "белыми". Тем не менее, он был не пришлый "профессиональный революционер"-экспроприатор, а человек, много сделавший для становления города: даже большинство показанных в прошлой части модерновых зданий Управления АмурЖД возведены по его проектам. Станция его имени была устроена здесь в 1922 году:

историческое фото из открытых источников
историческое фото из открытых источников

Не последней, видимо, причиной её появления стало то, что 1921 году именно в Свободном случился первый бой Северной и Южной Корей, то есть красных партизан О Хамука с коллегами из "материковой" Кореи, нашедшими убежище у большевиков. Одни были настроены включить соплеменников в Красную Армию и как-нибудь потом, в разгар мирового пожара, сделать их руками сначала Корейскую, а потому и Японскую ССР, другие же настаивали на немедленном антияпонском походе.

В боях с мятежными корейцами погибли сотни людей и сгорел город, я рассказывал в прошлой части, и при восстановлении Советы видимо сочли, что Суражевка для этих целей удобнее, чем сам Алексеевск. В 1933 году, с постройкой второго пути Транссиба, Михайло-Чесноковская стала основной станцией Свободного, где все пассажирские поезда делали долгую стоянку.

Со следующей реконструкцией магистрали в 1950-х годах эта роль вновь вернулась Свободному, а на Михаило-Чесноковке теперь даже воказала нет - лишь административное здание (1983) с противоположной Зее стороны:

-3

А по ней и район, с другой стороны прилегающий к Транссибу, известен в народе как Чесноки. К станции примыкает почти лысый, но странно уютный железнодорожный скверик, больше всего запомнившийся мне вот такой табличкой у ворот:

-4

Не знаю, остались в старой Суражевке за путями малоросские хаты (у черниговских выходцев, вполне может быть, деревянные), а вот от путейской Суражевки уцелело несколько деревянных домов:

-5

Причём, с учётом её истории, это не дореволюционка, а "запоздалый модерн" раннесоветской эпохи:

-6

Ближе к центру тут есть и пара сталинок:

-7

А в основном Чесноки, как и весь Свободный - царство силикатного кирпича:

-8

От центра Чесноки отделяет болотистая пойма незаметного и вроде даже безымянного ручья, в которую, однако, дорога спускается почти серпантином. Там, наверху - Алексеевский храм дореволюционного проекта и мемориал Победы, замыкающие с юга центр города. Со стороны центра Чесноки встречают заброшенным, но явно старым деревянным домом:

-9

И социалистическим искусством на заборе:

-10

А улицу Комарова, в которую переходит здесь центральная улица Ленина,  порой пересекает весьма неожиданный агрегат. Не автомобиль, не трактор, не обычный поезд, а ТУ10 "Колибри" - новейший узкоколейный локомотив:

-11

С другой стороны - главная достопримечательность Михайло-Чесновковки: самая длинная в России (11км) детская железная дорога:

-12