Своей историей Свободный больше напоминается советские, чем дореволюционные города: партия царское правительство сказала "надо!", а народ ответил - "есть!". Ведь сейчас не вполне очевидно, что первым железнодорожным путём на Дальний Восток была Китайско-Восточная железная дорога, проложенная сквозь Маньчжурию прямиком на Владивосток.
Проходит она по обжитым степям, путь по ней был куда короче, да только русско-японская война показала, что если сам Китай недееспособен - это ещё не значит, что в нём Россия может чувствовать себя как дома. Японская оккупация Кореи в 1910 году и вовсе показала, что таёжные буреломы, вечная мерзлота и безлюдье - препятствие не только для строителей, но и для вражеских солдат. Самый логичный вариант пути по берегу Амура не годился по геополитическим причинам - одним из условий шедших с 1907 года изысканий было не подходить к пограничной реке ближе 15 вёрст.
Поэтому и центром Амурской железной дороги стал не большой и богатый Благовещенск, а новый город выше по течению Зеи, где с 1901 года стояло малоросское село Суражевка, основанное выходцами с Черниговщины. Город торжественно заложили 30 июля (12 августа) 1912 года, а так как это был день рождения цесаревича Алексея - то и назвали его Алексеевском. Под таким именем он строился первые 7 лет, а Свободным стал уже после Февральской революции.
Ныне это по большей части довольно невзрачный город:
Однако в Алексеевске был не один, а два исторических центра: севернее, у вокзала - гражданский (из которого вырос современный центр города), а южнее, на полпути к товарной станции Михайло-Чесноковка - путейский, в обиходе просто Управление, границей которого служит улица 40 лет Октября.
За ней на центральной улице Ленина встречает Кругляк - так называют в народе торговый центр "Амур", прежде кафе "Русь", а изначально и вовсе столовую Управления Амурской железной дороги (1939):
Центральная часть Кругляка если не символизирует шоколадный торт, то порядочно его напоминает:
А вот крыло со множеством арок явно отсылает к старым добрым гостиным дворам:
Едва ли не больше сложной формы "Амур" впечатляет неоднородностью состояния - часть здания занята торговлей, часть реставрируется, часть брошена:
Ну а за бывшей столовой, на перекрёстке улиц 40-летия и 50-летия Октября (это не шутка!) и само бывшее Управление Амурской железной дороги (1914-37) раскинуло крылья на 140 метров:
Управления железных дорог почти всегда грандиозны, а посреди небольшого города - вдвойне. В странных датах постройки (1914-37) на самом деле зашифрована целая история: изначально отсюда предполагалось управлять Амурской железной дорогой от Куэнги до Хабаровска, но уже в 1923 году её разделили между Читинской и Уссурийской железными дорогами по станции Ушумун.
В 1936 году, однако, упразднили уже УссурЖД, а АмурЖД возродилась в чуть укороченном варианте - от Ксеньевки до Архары, и по такому случаю достроили её управление в Свободном. В 1953 АмурЖД приросла на восток участком до станции Ин между Биробиджаном и Хабаровском, а в 1959 вновь была разделена по Архаре между Дальневосточной и Забайкальской железными дорогами. Позже здесь располагался путейский техникум, ныне ставший филиалом хабаровского ДВГУПСа и переехавший в другое здание, а ныне всякая околоРЖДшная всячина.
В первое упразднение АмурЖД, однако, этому зданию, вернее его левому крылу, тогда ещё не соединённому с правым, нашёлся свой, куда более мрачный хозяин - Бамлаг. Основанный в 1932 году, он курировал едва ли не всё железнодорожное строительство тех лет от Байкала до Охотского моря, и главной стройкой его оказался не БАМ, а второй путь Транссиба.
Старый (от Ванино до Комсомольска-на-Амуре) и Малый (от Сковородино до Тынды) БАМы строили уже его преемники - за пятилетку Бамлаг разросся до таких размеров, что в 1938 переброшенный сюда с Беломоркана Нафталий Френкель добился разделения Бамлага аж на на 6 лагерей. Свободный остался центром Амурлага, из которого в 1941 году выделился поражающий абсурдностью своего названия Свободлаг.
Он занимался заготовкой леса в условиях Великой Отечественной, а окончательно путейцы вытеснили отсюда чекистов в 1946 году. Самым известным узником Свободного стал учёный-поэт-священник Павел Флоренский, в 1933 году написавший здесь философский трактат "Предполагаемое государственное устройство в будущем".
Предполагал Флоренский, надо заметить, систему куда суровее той, что его сюда засадила и куда больше похожую на (привет корейцам!) чучхе: по особому пути Россия должна была двигаться в условиях тотальной диктатуры и в полной изоляции от внешнего мира. Посидев год в Свободном, Флоренский отправился в Рухлово (Сковородино) исследовать вечную мерзлоту, и всё же мемориальная доска ему висит на стене Управления у центрального входа.
Во двор Управления можно свободно зайти - он занят импровизированным железнодорожным музеем:
Больше всего тут привлекают взгляд довоенные теплушка и цистерна:
А также мотодрезина ТД-5 "Пионерка" разработки 1950-х годах - фабричный прототип самодельных "бешеных табуреток":
Самая же странная особенность музея - в том, что его пояснительные таблички рассказывают не о самой технике, а о дирекциях, которыми она используется:
Впрочем, не будем забывать, что мы во дворе путейского техникума в совершенно не туристическом городе:
Основной контингент этого музея должен все экспонаты знать в лицо.
Единственная информационная табличка - на фрагменте моста через Бурею (1913-15), видимо доставленном сюда при его обновлении:
И конечно, куда же без паровоза Черепановых:
Странной самоделки:
И памятников 70-летию Победы и строителям Амурской железной дороги с колоритной деревянной тачкой. На месте которой в принципе мог быть и паровой экскаватор, но если бы хоть один из таковых и уцелел - теперь он стоял бы скорее в Чите или Хабаровске.
Снова выйдем на улицу Ленина, сталинские фасады которой разделяют два квартала Управления - справа осмотренный нами советский, слева до параллельной улицы Мухина - дореволюционный:
Архитектором большинства его зданий, законченных в 1916 году, был Михаил Чесноков - до февраля обычный путейский инженер и архитектор, а после - борец за власть Советов, в итоге ставший жертвой "белого террора". Красивейшее здание города стоит в густой зелени напротив Кругляка:
В краеведческих статьях пишут, что из 27 окон этого здания ни одно не повторяет другие. На самом деле простого взгляда достаточно, чтобы понять, что каждая форма тут есть в 2-3 экземплярах:
Об изначальном назначении же Двадцатисемиоконного дома пишут куда реже, потому что оно забористое и прозаичное - это была администрация отдела рабочего снабжения Амурской железной дороги.
Старое управление (1917) стоит чуть дальше по улице Ленина, и в народе почему-то слывёт Охотничьим замком Николая II. Вероятно, оно проектировалось как дом начальника АмурЖД, а контора помещалась в нём лишь пока строилось нынешнее Управление:
Напротив, с советской стороны улицы Ленина - дореволюционного вида магазин или склад:
Ещё пара зданий стоят среди мощных сталинок тихой ветхой улицы Мухина, дворы по дальней стороне которой раскрываются на Транссиб:
Это дистанция гражданских объектов (1916) с характерной башней:
И детский сад (1920), формально (хотя начинал строиться определённо он раньше) являющий собой редчайший образец архитектуры Дальневосточной республики:
Я бы сказал, эти 6 стильных зданий слагают лицо Свободного, выделяя его на фоне прочих ветхих и тоскливых приамурских городов.
Дальше по улице Ленина строится храм Алексия Человека Божьего - с 2017 года, но по дореволюционному проекту:
Неожиданно изящный для наших дорохобохатых времён:
В прямой видимости храма - мемориал Победы (1975):
Количество имён на серых плитах напоминает, что Москва в долгу у азиатской части. Более поздний элемент мемориала - чёрная плита на краю: