К своему стыду, я не сдержала своих обещаний - не создала вовремя статью про второе и третье склонение имён существительных.
Меня может извинить лишь то, что мы вышли на финишную прямую- идёт последняя учебная неделя второй четверти. А это значит, что много проверочных работ, ворох тетрадей самых разных- для контрольных работ, для изложений, на печатной основе и др.
Помните, быть может, есть анекдот про пожарного?
Один пожарный очень ценил свою работу, но иногда в кругу друзей жаловался, что мол вот, в целом, всё устраивает: коллеги отличные, график, зарплата, но как пожар, так прям хоть увольняйся!:)
Так и в школе: как начало года ( четверти) или окончание, так прям хоть удаляйся.
Но это было лирическое отступление, а теперь строго по теме.
Ко второму склонению, как известно, относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (например, мороз, чай и др.) и существительные среднего рода с окончаниями О или Е в именительном падеже в единственном числе.
Чтобы правильно выбрать окончание у существительных второго склонения, необходимо правильно определить падеж и знать наизусть все падежные окончания существительных второго склонения.
Однако очень часто дети, изучив галопом по Европам все склонения и их падежные окончания, начинают путаться в этом море окончаний.
Поэтому сразу предложите ребёнку в качестве слов-помощников следующие слова- СТОЛ и КОНЬ.
Наверное, возникает вопрос: а почему для выбора падежного окончания существительных первого склонения мы брали только одно слово ЛИСА, а для второго склонения- целых 2 слова?
Дело вот в чём: у существительных второго склонения в винительном падеже выбор окончания зависит от того, одушевлённое это существительное или нет.
Виню (кого? что?) конЯ.
Но зато:
Виню ( кого? что?) стол □.
Это очень важный момент, и на него надо обращать внимание постоянно, пока у ребёнка не наработается навык, как правильно выбирать окончание в том или ином падеже.
Если говорить о существительных третьего склонения, то это существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже в единственном числе. А ещё есть опознавательный момент- у существительных третьего склонения в конце основы стоит мягкий знак.
Это тоже крайне важный момент. Ведь так мы учим малышей распознавать, почему СТОРОЖ пишется без мягкого знака в конце, а РОЖЬ- с мягким знаком.
Словом- помощником для определения окончаний у существительных третьего склонения является слово СТЕПЬ.
В следующем обзоре я подробно распишу, как постепенно, шаг за шагом, учить ребёнка правильно писать окончания имён существительных в разных падежных формах.
Правда, сама уже не загадываю, как быстро придёт этот следующий раз...:)