Найти тему

Классика после и рядом: «О.Е.» наши дни

Так называется книга известного социолога культуры Бориса Дубина, где рассматривается сущность классики, ее роль в становлении культуры как одного из важных институтов современного общества, исследуется трансформация идей классики в прошлом и в наши дни. Вчера наши выпускники играли классику, непреходящую ценность пушкинского «Онегина» и оперы П.И. Чайковского. Поэтому и жанр – музыкальная драма.

-2

Спасибо актерам и мастеру за спектакль – редчайший образец чистого театрального искусства, в котором отсутствуют всевозможные спекуляции и фальшивость, воссоздана высокохудожественная стилизация пушкинской эпохи (прежде всего в речи персонажей, в бережном отношении к тексту романа). Ответственно и тонко дан взгляд на образы из дня сегодняшнего. Безупречное чувство стиля проявляется визуально, пластически, интонационно во всем – в режиссуре, сценографии, игре.

-3

В спектакле сохранены все главные темы, пушкинская эпоха чувствуется и видится нами затуманенной временем, и раскрывается через призму театра. Неожиданное начало спектакля: звучит музыка П.И. Чайковского и фраза «Театр уж полон, ложи блещут…». Благодаря искусству сцены прошлое обретает ясность и выразительность художественной формы. Интуитивно воспринимаешь иную эпоху не только через игру актеров и костюмы, но и через другой темп, ритм, классическую музыку. Добавленные режиссером эпизоды, например, песня девушек, или клоунада на именинах Татьяны, расширяют восприятие. Сценические образы главных героев имеют свои атрибуты, выражающие квинтэссенцию их характеров: Онегин – воплощенное презрение к светской суете, а «гарольдовый плащ» подчеркивает наносное культивирование скуки (Константин Сакович)

-4

Татьяна – «тиха, печальна…», кипенно-белое платье – символ чистоты и естественности, а ее богатый духовный мир передается ариями из оперы Чайковского. Это прекрасная находка режиссёра, как не использовать природный талант Анны Кутняк.

Надо заметить, что все образы пушкинского романа переданы через значимые детали, и нет ни одного случайного. Костюмы Ленского, Буянова, Зарецкого, француза Трике – все продуманы до мелочей. Есть моменты невероятно тонкой игры и сценического рисунка. Например, встреча в доме московской кузины. Как убедительны и ироничны образы, созданные Екатериной Соловьевой и Полиной Калединкиной.

-5

Финальная сцена расставания Татьяны с Онегиным – кульминация всего спектакля. Я не видела ни в театре, ни в кино более пронзительной, искренней и возвышенной игры.

-6
-7

Чтобы сделать такой спектакль, нужно вложить много труда и любви. Студенты вместе с мастером, Олегом Малаховым, целый год читали роман Пушкина пристально, обращаясь к научным источникам, биографии поэта, к новым изданиям, даже таким, как роман о поэме А. Минкина «Немой Онегин». У ребят получился «мой Онегин», для каждого свой, но близкий русский текст.

Подкупает особое прочтение режиссера – вы познакомитесь с «Онегиным» заново, даже если знаете его наизусть. И поверьте, не разочаруетесь.

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ