От этой истории я до сих пор пребываю в легком шokе). Ее прислала Надежда на наш конкурс историй о переезде. Рассказ получился длинным, поэтому мы с Надеждой решили разделить его на 2 части. Продолжение будет завтра. Но для подсчета голосов будем учитывать только одну из частей, набравшую большее количество лайков.
Предоставляю слово Надежде.
Я вышла замуж за курсанта Кемеровского высшего военно-командного училища связи. В звании капитана муж был сокращен из рядов Вооруженных Сил, затем продолжил службу в милиции, дослужившись до подполковника. За долгие годы семейной жизни мы несколько раз переезжали в связи с переводом мужа на новое место службы, пожив в разных уголках нашей страны.
В настоящее время мы на пенсии и живем в г. Ейске, на берегу ласкового Азовского моря. Но мне хочется рассказать о нашем переезде на Крайний Север, в самый восточный город России и Евразии, столицу Чукотки - г. Анадырь, на берегу студёного Берингова моря.
В юности, начитавшись Юрия Рытхэу и Олега Куваева, я мечтала уехать на Чукотку и обучать детей в яранге. Эта моя мечта неожиданно осуществилась в 2000 году.
В это время мы жили в пгт Грибановский Воронежской области, куда попали после окончания супругом Академии управления МВД в г. Москве. Как-то в разговоре со мной муж упомянул, что в РОВД пришел документ с приглашением сотрудников для работы на Чукотке. Меня это заинтересовало. Я предложила написать письмо, чтобы узнать, какие вузы есть на Чукотке, предоставят ли нам служебное жильё и пр.
Оба наших сына в это время учились в 10 классе. Так получилось, что младший Иван 2 года тому назад догнал старшего Алексея, перепрыгнув из 6 класса сразу в 8-ой, успешно сдав в Москве в школе-экстернате все экзамены за 7 класс. И вот теперь, практически через год, нам предстоит одновременно учить в вузах сразу двоих. Где взять столько средств, если они поступят не на бюджет, ведь придется снимать жилье? Поэтому моё желание переехать на Чукотку было продиктовано не девичьими мечтами, а носило сугубо меркантильный характер.
Каково же было наше изумление, когда недели через две вместо ответа на наше письмо, мужу пришел вызов на работу в ГОВД г. Анадыря. Посоветовавшись друг с другом, мы решили, что он поедет на разведку пока один. Во-первых, не было денег на дорогу на всю семью, во-вторых, нужно дать сыновьям спокойно закончить год в этой школе, которая для них уже пятая.
В середине марта супруг вылетел из Москвы в Анадырь. В аэропорту Анадыря, находящемся в п. Угольные Копи, пассажиров встретил мороз в 30 градусов. Сильный ветер сбивал с ног и швырял в лицо колючий снег.
Попутчик из Старополья, с которым супруг познакомился в самолете, тоже летевший по вызову на работу в ГОВД г. Анадыря, ошалел от такой "встречи" и сразу бросился к кассе за билетом на обратный рейс этим же самолетом, через 2 часа возвращающимся в Москву. На уговоры мужа не принимать поспешных решений, он не повелся, заявив: "В гробу я видал такую погоду! У нас сады уже цветут, а тут такая ж.... Как тут можно жить!" Увы, у мужа денег на обратный рейс не было...
Думаю, что всем становится ясно, почему в июне, когда супругу предоставили отпуск для перевоза семьи, он приехал, захватив с собой все свои пожитки. В ответ на мое удивление по этому поводу он сказал: "Ты хорошо подумай! Может, лучше не стоит лететь нам на Чукотку? Там снег до сих пор лежит под сваями домов. Цены на продукты в 4-5 раз выше, чем здесь, а зарплата пока только в 2 раза. Да и полки в магазинах полупустые, овощей и фруктов совсем нет. Единственное, что меня там радует, так это просторная служебная трехкомнатная квартира со всеми удобствами площадью 85 кв.м".
Но когда меня останавливали тяготы жизни? Я смело заявила, что очень хочется наконец-то пожить в такой шикарной квартире.
Через несколько дней мы отправили 5-тонный контейнер с необходимой мебелью и вещами, надежно запрятав среди них по мешку разных круп: муки, сахара, несколько бутылок с подсолнечным маслом, по ящику тушенки, сгущенки, горошка, хотя продукты запрещено было грузить в контейнер. К счастью, содержимое контейнера никто не проверил.
И вот в конце июля мы вылетели из Домодедово в Анадырь. После 9 часов беспосадочного полета мы приземлились в п. Угольные Копи, расположенном на противоположном от Анадыря берегу Анадырского лимана.
Добираться в столицу Чукотки нам пришлось на катере "Камчатка". Пока мы плыли, нас сопровождали любопытные нерпы, то и дело высовывающие свои мордочки из синих вод лимана, изредка показывали свои белые спины благородные белухи, так похожие на дельфинов. Над нами кружили бакланы - это те же чайки, только в 2 раза больше.
Анадырь мне и сыновьям категорически не понравился. Мальчишки, обежав за 15 минут весь город, горестно спросили: "Куда вы нас завезли?" Я не подала виду, что тоже разочарована городом, оптимистично заявила: "Ничего, привыкнем! Всё будет хорошо!"
Серые панельные пятиэтажки на сваях, выбитые стекла в подъездах, изредка заколоченные фанерой или досками. Грязные обшарпанные подъезды. Асфальта нет. Разрушенные бетонные дороги и тротуары. Город словно после бомбежки. Еще большее уныние навеяли полупустые полки магазинов с кое-какой крупой, макаронами, вонючей австралийской бараниной, уксусом и пищевой содой. И всё! А где оленина, красная рыба с икрой?!
Потом от соседей по площадке, с которыми познакомилась на следующий по приезду день , я узнала, что во многих организациях города зарплату не выплачивают месяцами, в том числе и в педколледже, куда меня пригласили на работу. Завоза продуктов кораблями давно не было, а в удаленных поселках жизнь еще ужаснее: в некоторых из них съели всех кошек и собак, на песцовых зверофермах люди едят комбикорм для животных. Стада оленей сократились в несколько раз.
У кого есть деньги, бегут с Чукотки, бросая квартиры со всем скарбом, поэтому нам и досталась такая хорошая квартира. Однокомнатную квартиру с мебелью этажом ниже женщине удалось продать за стоимость билета до Москвы - 6 тысяч рублей.
Также мне сообщили, что в школах учителям своевременно платят зарплату, поэтому на другой день я устроилась на работу не в педколледж, а в гимназию. Правда меня приняли временно воспитателем в летний лагерь, но к началу учебного года (в то время уч. год на Чукотке начинался 15 сентября) директриса пообещала постоянную работу, т. к. кто-нибудь из учителей всё равно из отпуска не вернется.
Потом так и вышло. Мне пришлось работать в 1-ую смену учителем начальных классов (по первому диплому) и во 2-ую смену учителем математики (по второму диплому). Принимая документы сыновей, директриса предложила им бесплатно поработать вожатыми в лагере, сказав, что нам сейчас трудно придется, поэтому хотя бы трижды в день (завтрак, обед, полдник) они будут обеспечены питанием. Мальчишкам было скучно в незнакомом городе, поэтому они согласились.
В июле было в среднем +12, но с моря дул холодный пронизывающий ветер, поэтому все ходили в куртках и шапках. Я старалась чаще со своим отрядом находиться в классе, но начальник лагеря, заметив это, выпроваживала нас на улицу, приговаривая, что пока стоит хорошая погода нужно чаще бывать на свежем воздухе.
Смысл её слов о "хорошей" погоде дошел до меня позже. Когда 15 сентября все школьники г. Анадыря построились на площади на торжественную линейку, пошел снег. Представляете, 15 сентября началась зима! Зима первого года нашей жизни в Анадыре была самая суровая - 45 дней отмены занятий из-за штормового предупреждения (сочетание мороза в 35-45 градусов с ветром 30-45 м/с).
Пишу, а передо мной, как в калейдоскопе, мелькают наиболее яркие картинки из первого года нашей жизни на Чукотке.
День Учителя. Нам вручают в качестве подарка материальную помощь из США: пакеты с горохом и рисом по 2 кг и 6 кг минтая. Глядя на этот несчастный минтай, я вспомнила, как мы всем лагерем отправились на экскурсию на берег моря. Я, наивная, не подозревала, какая главная цель этой экскурсии.
Как только мы приблизились к берегу моря, то сразу почувствовали зловоние. Оказывается, коренные жители ловили сетями, идущую на нерест красную рыбу, брали только икру, часть рыбы вялили на солнце для собак, а большую часть выпотрошенной рыбы просто выбрасывали. Весь берег был усеян кучами тухлой красной рыбы.
Учителя попросили у одного из рыбаков рыбу. Он указал нам на кучку только что выпотрошенной кеты и сказал: "Берите, сколько хотите". Взрослые и дети, кто хотел, взяли по рыбине. Я в том числе.
Вот такое варварское отношение к природе! Главное, бестолковое! А в магазинах нет красной рыбы! Люди гoлoдают! Вскоре Абрамович, которого выберут 20 декабря 2000 года губернатором ЧАО, наведет порядок в этом вопросе.
И вот еще одна картинка. Конец октября. С последним кораблем навигации наконец-то прибыл наш контейнер! Закончилась наша "половая" жизнь. Теперь мы будем спать на кроватях, а не на ватных матрасах на полу.
Пришла вся наша одежда, посуда. Есть телевизор и компьютер. Хотя благодаря отсутствию последних предметов, сыновья стали завсегдатаями окружной библиотеки. "Чтение - вот лучшее учение", - как писал А.С.Пушкин. А еще у нас стало полно еды, и я наконец-то смогу прокормить своих прожорливых мужчин. Все продукты дошли прекрасно, только несколько банок сгущенки вздулись.
Вспоминаю наш первый выход в тундру, которая окружала город со всех сторон. До этого я думала, что тундра - это мхи и лишайники. В анадырской тундре за длинный полярный день трава растет, как на дрожжах, местами мне по пояс. Тут в советское время были коровники, заготавливали сено. А какие крупные ромашки! Я такие нигде больше не видела.
Мы собрали много Иван-чая. Его там целые заросли.
А сколько в тундре ягод! Вот оранжевая морошка, а здесь кустики голубики, шикши, брусники. Мы нарвали целое ведро брусники и просто поставили в кладовку, как нам посоветовала соседка. Ягода не портилась, потому что содержит какой-то природный консервант. Я несколько месяцев варила из неё компоты.
Еще в тундре много чудесных грибов: подосиновики, подберезовики, белые...Они ростом практически с карликовые деревца, рядом с которыми растут.
В тундре мы познакомились с тундровыми сусликами - еврашками. Они совсем не боятся людей, с удовольствием берут из рук угощение.
А вот с белыми медведями мы в тундре, Слава Богу, не встречались. Один раз два молодых медведя зашли в город и рылись в мусорных баках. Муж рассказал, что дважды по вызову приезжала милиция, но непрошенных гостей не застала. На третий раз уже хотели наказать человека за ложный вызов, но заметили мишек под сваями дома. Включив сирену, выпроводили непрошенных гостей из города.
На этом первая часть рассказа Надежды закончена. Завтра будет вторая часть.
Если вам понравилась история, то поддержите ее лайком👍 и напишите комментарий. Задавайте вопросы, думаю, что Надежда с удовольствием на них ответит!
P.S. Недавно Надежда завела свой канал на Дзене, который так и называется "Надежда". Поддержите, пожалуйста, начинающего автора, подпишитесь и почитайте статьи, поставьте лайк и напишите комментарий.
И напоминаю про наш конкурс. Если у вас есть интересная история переезда в другой город или страну, то приглашаю принять участие в нашем конкурсе. Все условия здесь👇.
#переезд #конкурс рассказов #чукотка #столица чукотки #трудности жизни