Найти в Дзене
Иосиф Гольман

Как акварель стала живописью

Оглавление

Еще одно мое старое интервью. Впрочем, актуальности не потерявшее. Да и просто приятно лишний раз порадовать глаза и душу красотой.

Итак, сегодня рассказываю о замечательном художнике Сергее Андрияке.

Когда желтый цвет — обжигает, а туман — без белил

И.Г.: Наверное, вам уже надоел этот вопрос: почему именно акварель? С детства запали?

С.А.: Вовсе нет. То есть, акварель я любил всегда, но у меня и маслом написано порядка тысячи работ. А еще витражи, майолика, офорт. Да всего не перечислишь.

И.Г.: Однако, теперь, в общественном художественном сознании, Андрияка и акварель нераздельны. Почему?

С.А. (подумавприм.авт.): Наверное, потому, что эта известная любому школьнику техника до сих пор таит в себе массу неизведанного. Хотите, покажу?

И.Г.: Затем и пришел.

С.А.: А еще — удивительное сочетание простоты и безграничных художественных возможностей. Вот, например, все мое рабочее оборудование. (И в самом деле два обычных стула, на одном из которых стоит доска с приколотым бумажным листом, и такой же обычный табурет с красками и стаканом с кистями прим.авт.).

А вот — что из этого можно создать. (Достает из стопы недописанный лист с подсолнухами. Цветы уже есть, но пока без фона. — прим.авт.).

И.Г.: Да они просто горят! И совсем не похожи на привычную акварель, мягкую и размытую.

С.А.: Вот! Что и требовалось доказать. А когда фон появится, они вообще вспыхнут. Посмотрите на эти георгины!

Кстати, фон написать гораздо труднее, чем цветы. И намного дольше, даже при моем опыте.

Вообще же, акварели в умелых руках подвластно все. Взгляните на этот туман (показывает работу со стожками сена, прикрытыми рваными хлопьями предутреннего тумана прим.авт.). Здесь нет ни грамма белил. Но «вата» чуть ли не осязаема!

И.Г.: Используется белый цвет бумаги?

С.А.: Нет! Вот, прикладываю чистый лист, видите? Нигде нет незакрашенных мест. Разгадка — в прозрачности слоев акварельной краски. Они позволяют многократным наложением создать любой художественный эффект. Очень просто, правда? (смеется прим. авт.).

От первого лица

…Усидчивость, конечно, некоторая требуется. Георгины, что я показывал это летний световой день. От рассвета до заката. Фон раза в два дольше. Это при том, что я работаю очень быстро…

…Еще одна особенность отсутствие права на ошибку. Исправить акварель обычно нельзя. Вон, на стене висит, видите? Полтора метра на три. Месяц работы. Теперь она послужит в качестве эскиза, пока буду делать новую. А потом в печку…

-2

Рисунки, которые не продаются

И.Г.: Откуда черпаете сюжеты?

С.А. (улыбается, он вообще человек улыбчивый прим.авт.): По сторонам смотрю. Столько красоты — надо только уметь увидеть. А бумага и карандаш всегда при мне. Делаю наброски, расписываю цвета.

И.Г.: Это как?

С.А.: Рисунок ведь черно-белый. Поэтому ставлю стрелочки к значимым местам и указываю цвет. Потом, когда уже в мастерской достаю набросок, могу либо точно воссоздать увиденное, либо — что гораздо чаще — преломляю через свое текущее настроение, и получается уже не отображение реальности, а художественный образ.

И.Г.: Не страшно, что мы в интервью ваши секреты раскрываем?

С.А.: Нет, не страшно. Я их раскрываю детально и ежедневно — в нашей школе учатся около 1000 человек. И раскрывал бы еще чаще, перед миллионами зрителей — я предлагал на ТВ такое обучающее шоу устроить — но пока предложений нет.

И.Г.: И сколько у вас таких набросков?

С.А.: Много. Не считал. Я их не продаю. Хотя некоторые очень просят и немалые деньги предлагают.

И.Г.: Так чего ж не продать? Это ж продукт вашего труда.

С.А.: Безусловно. Но это и еще моя личная художественная память. И как-то не хочется в зрелом возрасте остаться художественно беспамятным.

Диалог по существу

С.А.: Почему-то на ТВ меня всегда приглашают на ток-шоу, на говорильню. Час нужно проболтать. Зачем? Я не политик. Я художник. И могу живьем, перед камерой, такое показать, что ни ведущий, ни зрители нигде больше не увидят! Берите, пока я в состоянии!

И.Г.: Берут?

С.А.: Нет, не берут.

-3

Андрияка, сын Андрияки

И.Г.: А, может, пройдем по хронологии, с детства? С родителей. Ведь вы же художник потомственный.

С.А.: Да, мой отец, Николай Андрияка, был отличным художником, заслуженным художником РСФСР, между прочим. Он много старше мамы, — 1905-го года рождения, недавно отметили столетие — и получил в свое время отличное образование. Учителя были — Савинов, Петров-Водкин. Однокурсники — Решетников, Лактионов. Некоторое время переболел Пролеткультом. Потом резко вернулся к классике.

Конечно, отец очень влиял на меня. Но в детстве я больше был с мамой: папа работал директором лучшей художественной школы Советского Союза, и эта работа забирала его целиком.

И.Г.: Что за школа?

С.А.: Ныне — Суриковский лицей. Отец начал преподавать в нем еще до войны, со дня основания. И всю жизнь там проработал, с перерывом на войну, на которую в 1941-м ушел добровольцем из Москвы и закончил в Берлине.

Так что в раннем детстве со мной занималась мама. И увлекало меня не рисование, а лепка. Сначала лепили из теста, потом — из пластилина. Мама давала мне игровую ситуацию, я ее разрабатывал и сам же в нее играл.

Скажем, к сказке о трех медведях с удовольствием лепил и самих медведей, и их домик, и их мебель. В вылепленном холодильнике открывалась дверка, и на вылепленной полочке лежала вылепленная колбаса.

И.Г.: А когда началось рисование?

С.А.: Летом меня некуда было девать, и потому я оказывался с учениками худшколы на практике. А там рисовали все. Скоро я тоже не представлял себе жизнь без карандаша.

И.Г.: Андрияка-старший это заметил?

С.А.: Отец стал со мной заниматься лишь после того, как я серьезно увлекся рисованием. И занимался очень своеобразно. Поначалу он вовсе не учил меня каким-либо приемам. А просто гулял со мной по Москве и старался обратить мое внимание на окружающую красоту. Обыденную красоту, если так можно сказать. На самом деле, как я теперь понимаю, увидеть ее — это и есть главное.

Короче, в 11 лет я поступил в отцовскую школу.

И.Г.: Он помог?

С.А. (смеется прим.авт.): Надо было знать отца. При том, что там был чудовищный конкурс, и учился весь, как говорится, бомонд, мы жили в однокомнатной квартирке в 20 квадратных метров с совмещенным санузлом. Он был принципиально против блата. Я год занимался перед поступлением и поступил сам.

Сейчас у меня, кстати, все повторилось с дочкой, с Лизой: пахала в свои 12 лет по-взрослому, и, несмотря на конкурс, поступила к нам, в школу Андрияки, на бюджетное отделение. Я даже пальцем не шевелил…

От первого лица

…Мне с детства нравилось созидать. И не нравилось разрушать. Я никогда не ломал игрушек…

…Мама тоже своим примером очень повлияла на мою судьбу. Она обучала взрослых людей иностранным языкам. Здесь не похимичишь: либо научил, либо нет. Она разработала методики, которые позволяли заслуженным дяденькам, занимаясь по два раза в неделю, без отрыва от производства осваивать язык. За год!

В этой ее деятельности корень успехов моей школы…

Диалог не по существу

И.Г.: Сложно было учиться сыну директора?

С.А.: Очень. Но это тоже был неоценимый опыт. И жизненная стезя определилась: по окончании легко поступил в Суриковский институт.

И.Г.: А друзья закадычные после школы остались?

С.А. (подумав прим.авт.): Пожалуй, нет. Дороги разошлись. А насчет закадычной дружбы… Аверинцева как-то спросили хотел бы он иметь двойника? Он ответил нет. И пояснил: интеллектуально развитый человек всегда одинок.

И.Г.: Надо понимать, вы…

С.А. (смеется прим.авт.): Точно, одиночка.

-4

Студент-педагог и художник-промоутер-бизнесмен-чиновник

И.Г.: Переход от школы к вузу был легким?

С.А.: А перехода, в общем-то, и не было. Почти сразу я начал преподавать в бывшей своей школе. Причем — на дневном отделении.

И.Г.: Вы учились на вечернем?

С.А.: Нет. Просто повезло с расписанием. Утром бежал в институт, через три-четыре часа — в школу. Потом обратно в Суриковский.

И.Г.: Так нравилось преподавать?

С.А.: Причина была прозаичнее: после смерти отца мы с мамой начали испытывать материальные сложности. Но и преподавать понравилось.

В итоге этот опыт оказался бесценным. Я научился мгновенно переключаться с одного качества на другое, порой — противоположное. И, что не менее важно, понял, как надо учить людей изобразительному искусству.

Сегодня оба этих навыка для меня жизненно необходимы.

И.Г.: Об этом чуть подробнее.

С.А.: Пожалуйста. Переключаться приходиться, и не по одному разу в день. То художник, то бизнесмен, то рекламист, то чиновник.

И.Г.: А чиновник-то в каком виде?

С.А.: Я — ректор создаваемой Московской государственной академии акварели и изящных искусств. И художественный руководитель Московской школы акварели Сергея Андрияки. Несмотря на мое имя в названии, эта школа тоже государственная.

И.Г.: Школа дает диплом государственного образца?

С.А. (смеется прим.авт): Школа — учреждение дополнительного образования. Статус — ниже табуретки. Она не дает никакого диплома. Зато она дает навыки и умение. Что и обеспечивает ей почти 1000 учеников вместо плановых 350. Да еще куча желающих, к великому сожалению, остается за бортом.

От первого лица

…Еще со времен института я понял, что в нашем обучении художников нет системы. Все говорят о творчестве, когда нужно о навыках и умениях.

Нужна методика, как в свое время у мамы. Человек не умел говорить его научили. Так и здесь: человек не умел рисовать его научили. А уж вопросы таланта обсуждать после…

…Наши ученики учатся 4–5 лет. Можно быстрее или, наоборот, медленнее. Потому что ученик должен выполнить множество заданий, и пока он не закончил одно, его не допустят к следующему. В итоге к выпуску он действительно владеет необходимыми навыками…

…И о педагогах. Это, может, и есть главная часть моей методики. У нас нет учителей-теоретиков. Все наши педагоги состоявшиеся художники. Хотя и с ними, прежде чем допустить к работе, много занимались. Да и сейчас я постоянно провожу мастер-классы для педагогов, даже для очень заслуженных.

-5

Хочу в Микеланджелы! Или, на крайний случай, в Тулуз-Лотреки…

И.Г.: В вашей школе учатся и те, кто не собирается посвящать себя изобразительному искусству. В качестве хобби, так сказать. Вполне взрослые, состоявшиеся люди. В связи с этим два вопроса: можно ли научить бесталанного, и нужно ли тратить на это время и силы?

С.А.: Серьезнейшие вопросы вы между делом задали.

На первый отвечу абсолютно утвердительно: можно обучить рисованию и живописи любого психически здорового человека. И создание методики такого обучения — одно из главных дел моей жизни.

Второй вопрос — сложнее. Малоодаренному человеку, возможно, не стоит делать искусство профессией. Но любой человек — подчеркиваю, любой! — под руководством хорошего педагога взявший в руки карандаш, изменит свою жизнь в лучшую сторону. Понимаете, человеку дан дар видеть красоту простых вещей и любоваться ею. Но этот дар часто не выявлен. Люди не знают, чем владеют. И лишь начав рисовать и вглядываться в мир, они открывают эту красоту и это счастье.

И.Г.: Прямо счастье?

С.А.: Конечно, счастье! До этого не видел, и вдруг — прозрел. Разве это не счастье? Даже если человек остался инженером, музыкантом или экономистом. Кстати, это не нами открыто. Любое старое классическое образование включало в себя изучение искусства. Мой приятель, крупный бизнесмен-золотопромышленник, закончивший Итон, ездит по всему миру с этюдником. В Итоне этому тоже обучали!

Большой бизнес забирает почти все его время. Но час за этюдником полностью освобождает душу от ненужных наслоений. Я, например, не знаю лучшей формы расслабления и отдыха.

И.Г.: Так вы, трудясь над изображением георгина весь световой день отдыхаете?

С.А.: Я устаю, не работая. Я становлюсь невыносим, можете жену спросить, Дашу. Она подтвердит. А взял кисточку — и другой человек. Это как воздух, как еда. Я без этого жить не могу.

Кстати, может, и вы не можете без живописи.

И.Г.: Вроде, могу.

С.А.: Но ведь вы не пробовали! В этом все дело! А кто попробовал, как правило, не бросает. Как бросишь целый мир, да еще такой прекрасный?

Диалог по существу

И.Г.: Сейчас часто слышишь, что хорошее образование убивает врожденные задатки, «зашоривает» талант. Что скажете по этому поводу?

С.А.: Профессиональные навыки никогда и ни при каких обстоятельствах не помешают таланту. А вот их отсутствие мешает сплошь и рядом.

Для себя я все решил еще во времена преподавания в суриковской школе. Мне тогда попался суперталантливый мальчишка. С потрясающим чувством гармонии цвета даром, который либо есть, либо нет. Этот мальчик идеально решал на занятиях самые провокационные художественные задачи. Но только в части цвета.

Что касалось рисунка все чашки и головы были, мягко говоря, кривоваты.

Но вот же незадача: стоило мне начать их поправлять, как эта замечательная гармония цвета терялась! А я сам был почти мальчишка, 21 год всего.

Короче, вызвал его папу. Солидный, народный артист СССР, солист Большого театра и очень мудрый человек. Выложил ему ситуацию, мол, так и так, я обязан пацана учить, но правкой разрушаю созданную мальчишкой гармонию. Так учить или нет?

А он мне таким хорошо поставленным басом: «Учи! Учи!».

Я его спрашиваю: «А если этот дар уйдет?».

И он мне опять своим басом: «Ну и пусть уходит, если не его, а что его — всегда с ним останется».

На всю жизнь запомнил.

И.Г.: И как мальчик?

С.А.: Блестящий художник. Все, что было осталось. А рисовать научился. Боря Ведерников его зовут.

От первого лица

... Талант школой не испортишь. Академические навыки это багаж. Точнее даже фундамент. А уж что на нем построишь это вопрос твоего творчества.

... Талант это вообще редкость. Да и разглядеть его поначалу непросто. Бывает, приходит вундеркинд а это и есть его потолок. А вчерашний тихоход все набирает и набирает, вообще не имея потолка.

… Я не могу смотреть на конкурсы красоты. Чем они хвалятся? Они что, свои параметры заработали? Это ж им природа дала!..

Не ждать милостей от ХПК!

И.Г.: Но вернемся к началу карьеры. Институт закончен. Почет и признание?

С.А.: Если бы… В искусстве так почти не бывает. Меня даже в Союз художников только со второго захода приняли. И я сразу подался в художественно-производственный комбинат.

И.Г.: Что это такое?

С.А.: Организация, дававшая художникам заказы. «Ленин в кабинете», размеры, сроки, гонорар. «Портрет доярки Пупкиной». И так далее. Бывали и очень приличные заказы, но новичкам они уж точно не доставались.

Короче, покрутился я там и подумал — а на хрена мне это надо? Моя задача — как художника — выставочный фонд нарабатывать. И показывать себя народу. А если народу понравится, то деньги будут.

В итоге первую выставку я организовал аж в 1985 году, в Звенигороде, в монастыре — 150 небольших акварелей: большие я тогда еще не умел. А к концу 1980-х доходило до трех выставок в месяц — достойных работ уже хватало.

И.Г.: Кто помогал с выставками?

С.А.: Поначалу никто.

Проблемно было все. Ни людей, ни машины. Связывал работы, спускал на лифте из мастерской, и, надеясь, что не сопрут, бросал их в подъезде. А сам бежал на Курский вокзал, за большим такси-универсалом. Да еще засада — я начинаю таскать картины, а таксист, не желая ждать, уезжает. Опять по новой, на поиски машины…

В общем, есть, что вспомнить (смеется прим.авт.).

И.Г.: Выставки окупали себя?

С.А.: Напрямую — никогда. Во-первых, я участвовал исключительно в персональных выставках, всегда отказываясь от «групповух». Хотя последние, конечно, менее накладные. Во-вторых у меня никогда не было выставок-продаж. Моя задача — показать свое творчество. А те, кому оно понравилось, всегда смогут меня потом найти.

И.Г.: Да, довольно жесткая постановка.

С.А.: Это так, было и в самом деле непросто. Впрочем, ближе к перестройке стало ясно, что политика была правильной. Художники всегда ждали чего-то от государства. Мне же от него ничего не было нужно. И когда господдержка кончилась, я уже был на своих ногах. Так что в новые хозяйственные отношения я влился легко и естественно.

От первого лица

…Никогда никакой труд не бывает тщетен. Если ты трудно работаешь и бьешь в одну точку, то всегда добиваешься, чего хочешь…

…Мне смешно, когда какой-нибудь художник уже лысый и седой заявляет, что еще не имел персональной выставки. Одно из двух либо нечего показывать, либо патологически ленив. Я к сегодняшнему дню имею их около 250-и. И не собираюсь останавливаться…

"Панорама вечерней Москвы" 2005. Огромная работа производит просто волшебное впечатление
"Панорама вечерней Москвы" 2005. Огромная работа производит просто волшебное впечатление

Как акварель стала живописью, а реклама — рекламой

И.Г.: Другими словами, вы включили рекламу и пиар в качестве неотъемлемого элемента творческого технологического процесса. Многие известные художники стесняются говорить на эту тему.

С.А.: А чего стесняться? Неужели кому-то непонятно, что мало просто сидеть с кисточкой и мольбертом? Художник не должен быть как мать-героиня: рожать и рожать. Хотя картины — мои дети. Но их недостаточно только родить — им надо дать будущее. Как минимум — показать будущим владельцам.

Стесняться нужно только если что-то некачественное показываешь.

И.Г.: Второе стандартное возражение — «откуда у нас деньги на рекламу».

С.А.: Ну, если экономить деньги на презентации своего творчества — то денег не будет никогда.

Да и вообще этот довод несерьезен. У меня первый помощник появился в 1987-м. До этого — все в одиночку. А когда денег не хватает, включаю мозги. Ведь те же публикации делают не только за деньги. Но и потому что людям нравится то, что я делаю, как художник. Даже сейчас большая часть пиар-компании не оплачивается нами, а является оценкой нашего труда представителями СМИ.

Я вот часто слышу, что все наши успехи — от встречи в 1994-м с Ю. М. Лужковым. Несомненно, он, как градоначальник, влюбленный в искусство, помог колоссально. До сих пор помню, как он, увидев мои огромные акварели, спросил: «А чего я тебя не знаю?». Я объяснил, что никогда не выступал на значимых площадках. Тут же вопрос: «А большой Манеж потянешь?». «Потяну» — отвечаю. И, конечно, после того, как показал там 600 (!) работ, наш рейтинг сильно вырос.

Но ведь и до встречи с Юрием Михайловичем я уже сделал более тридцати выставок! Да и после встречи, не будь у меня шести сотен достойных работ, нечем бы было заполнить Манеж.

В общем, наша встреча — это, конечно, счастливый случай. Но случай, подготовленный всей предыдущей жизнью.

И.Г.: Наверное, сказалась и оригинальность того, что вы делаете.

С.А.: Наверное. Была даже забавная история. Меня пригласили на очень престижную выставку. Я хотел отказаться, так как выставляюсь только персонально. Но меня попросили. Тогда я выставил встречное условие: работы должны быть вывешены не в разделе «графика», куда обычно относят акварель, а в разделе «живопись».

И вот девушка-приемщица никак не могла взять в толк: в акте приемки написано — акварель, почему же в зал живописи? Мы ей говорим — сходи, посмотри на работы. Вернулась успокоенная — и в самом деле, живопись.

От первого лица

…Я не отказывался вначале ни от каких выставок. Районный выставочный зал хорошо. Редакция «Литгазеты» отлично. А в скольких региональных музеях побывали! Однажды выставлялся даже в Октябрьском райкоме КПСС. Прибежала секретарь по идеологии, разоралась убрать попов! А у меня на картинах церкви. А в центре выставки моя, еще дипломная, работа «Отпевание павших воинов на Куликовом поле».

... Ну, мне-то без разницы, я никогда не был членом партии. Давайте, говорю, первого секретаря, а нет снимаю картины и ухожу.

... Первый секретарь оказался умным и интеллигентным. Мягко объяснил идейной девушке, что картины абсолютно выдержаны с идеологических позиций…

Под землей, на земле и в эфире

И.Г.: И все же, если говорить о рекламе, вы давно работаете на уровне высоко профессионального рекламного агентства. Как это удается художнику?

С.А.: Ну, я уже давно работаю с командой. Многие идеи по-прежнему мои, но реализуют их профессионалы от рекламы — наш рекламно-информационный отдел.

И.Г.: Перед Манежем-2005, я знаю, была активная реклама в метро…

С.А.: …четыре линии, в каждом вагоне.

И.Г.: В наружке…

С.А.: …350 щитов, 10 перетяжек, автобусные остановки. Множество печатных и эфирных СМИ. Да много чего было.

И.Г.: Что это дало?

С.А.: Манеж-2005 — это особый случай в моей судьбе. Мы ведь должны были выставиться еще до пожара. Уже реклама прошла. Счастье, что не успели начать развеску. А то бы более 4000 работ — моих, наших педагогов и учеников — сгорели вместе со зданием. И, кстати, с нашими баннерами на здании, которые к тому времени уже висели.

Короче, на нас кончился старый Манеж, на нас начался новый. И мы выложились на 100%, чтобы люди пришли.

И.Г.: Люди пришли?

С.А.: 120 тысяч человек за три недели — данные со счетчиков на входе.

От первого лица

…Я не хочу называть это пиаром, но пришедшие к нам люди не только получают возможность посмотреть картины. Сейчас начинается экспозиция в Петербургском манеже, так чего там только не заготовлено! Детский день с фонтанами из горячего шоколада. День пенсионеров с бесплатными экскурсиями. Обширная концертная программа, в основном классика. Рядом с картинами в 10 местах будут стоять гигантские плазменные мониторы, на которых продемонстрируют видеофильм о создании именно этих произведений. Будут мастер-классы мои и наших педагогов, когда мы в реальном времени будем писать картины.

... И, наконец, может быть, самое любимое действо на наших выставках «проба пера», когда любой желающий сможет сделать свой первый в жизни рисунок под нашим присмотром и руководством…

…Я очень люблю классическую музыку. И она очень хорошо ложится на живопись. Эти два вида искусства усиливают друг друга.

... Так вот, на выставке в Манеже мы придумали особую «феньку». Маленькая выгородка, человек на 15, затемненная. Высвечивается только картина. И семь минут люди будут наедине с живописью и музыкой. Мы уже проверяли, действует мощно…

"Трубочный дым". 2000.
"Трубочный дым". 2000.

Лучше бриллиант среди бриллиантов…

И.Г.: Ваши выставки напрямую не окупаются.

С.А.: Никогда.

И.Г.: Но вы начинаете делать выставочную программу не только для себя и своей школы, но и отдельно для ваших педагогов. Зачем? И не боитесь ли конкуренции?

С.А.: Конкуренции не боюсь. Здоровая конкуренция заставляет работать лучше. А причин, наверное, две. Первая — возвышение педагогов возвышает Школу.

А вторая — чисто личная, уж простите за сленг: бриллиант среди г…на сам быстро станет г…ном. Так что бриллианту лучше быть среди бриллиантов.

От первого лица

…У меня нет злой профессиональной зависти. Я умею радоваться успехам коллег. Злой зависти нет точно…

-8

Мечты сбываются и не сбываются…

И.Г.: В конце интервью читатели всегда хотят узнать что-то личное…

С.А. (смеется - прим.авт.): Да вроде я и так весь на виду. Даже в метро есть поезд с моей фамилией…

И.Г.: Народ всегда интересуется детьми и женами.

С.А.: Понятно. Жена Даша. У нас с ней трое детей. А всего у меня шестеро детей. Старшая, Анна, учится на адвоката и работает моделью. Остальные пока еще юные для выбора профессии. Хотя, думаю, художники с моей фамилией еще будут.

И.Г.: А есть у вас пока неисполненная мечта?

С.А. (задумывается — прим.авт.): Пожалуй, есть. Успеть построить Академию акварели так же эффективно, как это мне виделось в планах.

Ну и на каждый день — рисовать, писать. Столько всего задумано. Так что, мечта — успеть, уж слишком коротка жизнь.