Недавно обломилось мне два дармовых билета в хороший театр. В субботу. Моим домочадцам всем некогда, поэтому решила пригласить подругу. А подруги все – школьные учителя. А суббота – по идее выходной день. Ага, как бы не так!
В пятницу звоню Галке.
- Ой, ты знаешь, у меня все плохо, - отвечает Галка. – Вчера ЧП. У Влада из моего класса было слишком игривое настроение, он шел по коридору, увидел Сашу из параллельного и решил его ударить пониже спины. Ногой. А Саша в этот момент случайно руку подставил. И нога попала по пальцам. Сильный ушиб. Мама Саши грозит прокуратурой и департаментом. Мама Влада трубку не берет. А я и дежурный учитель, и классный руководитель одновременно. Теперь собираю тонну бумажек, в понедельник совет по профилактике. К урокам готовиться некогда. Чувствую, Нового года у меня в этот раз не будет.
Ой, божечки, - думаю. – Бедная Галка. За дитями не уследишь. Они уже одурели сидеть по кабинетам. И выпускают на перемены, а энергия нерастраченная ключом бьет.
Мальчики всегда будут задирать друг друга. Это, уж простите, особенность гормонального статуса. Но вот зачем раздувать пожар на ровном месте, не понимаю. Серьезной травмы нет. Кости целы. На мой взгляд, достаточно было обойтись качественным разговором, внушением. Но нет, администрации в образовании не ищут легких путей. Обязательно нужно вымотать жилы всем причастным. А уж классному руководителю – с пристрастием. Как будто он сам ногой ударил.
Кроме того, в каждой школе есть особый человек – социальный педагог. И это его прямая работа – беседовать с подростками, которые ведут себя не адекватно принятым нормам. Соцпедагог не ведет уроков, не дежурит на переменах, не занят в кружках и внеурочках – почему бы ему не собирать те самые тонны бумажек и не взять на себя связь с родителями нарушителя? Но нет, по словам Галки, максимум, что он сделает – придет на тот самый совет по профилактике и строгим голосом напомнит матери Влада о ее обязанностях.
Если Галка эту самую мать сможет замотивировать прийти в школу.
И впрямь, зачем соцпедагогу жилы рвать, если на то есть классный руководитель?
Звоню Оксане.
- Ой, ты знаешь, мне субботу загубили на корню, - причитает Оксана. – Пробник ОГЭ по английскому.
Преисполняюсь сочувствия.
Вот вы, уважаемый читатель, за сколько минут до начала работы являетесь на эту самую работу? Минут за пять хватит? Ну, за десять. Куртку снять, переобуться. Кофемашину включить) Предположим, вы начинаете работать в 10.00. Приходите ведь не раньше, чем в 9.45?
ОГЭ начинается в 10.00. Учителя приходят на этот праздник в 7.30.
В свой выходной день.
Ну ладно, детей начинают запускать в 9.15. Можно же прийти в 9.00, за 15 минут выслушать инструктаж, повесить на дверь список детей и написать на доске десяток необходимых цифр?
Спросите, что делают учителя остальные полтора часа. А ничего. Делятся рецептами пирогов и сокрушаются о том, что дома остались дети. Кстати, позвонить домой нельзя – телефоны оставляют в специальном кабинете.
Спросите, для какой цели именно такая организация рабочего дня? Думаю, наверху и сами не знают. Но к трем часам дня учителя уже настолько никакие, что в театр не хочется.
В субботу звоню Ольге.
- Ой, ты знаешь, у нашей администрации шило в одном месте, – возмущается Ольга. – Звонили вчера из управы. Они там думают, что учителя скучают, что им заняться нечем. Предложили конкурс рождественских видеопоздравлений. А наши-то, видимо, тоже считают, что нам заняться нечем – подхватили идею и сегодня ее в массы пустили.
- Сегодня суббота, - напоминаю.
- И что? – отвечает Ольга. – Как будто это кого-то останавливает! Сегодня в восемь утра по вацапу пришло: срочно видео от каждого учителя! Не от класса, а именно от учителя! К среде должно быть готово. Хоть и на три минуты, но повозиться придется.
- У тебя, - говорю, - в должностных обязанностях написано, что ты должна видео снимать?
- У меня в должностных написано, что я должна подавать пример обучающимся.
- Вот и подай пример: не делай тупую, никому не нужную работу.
Но учителя не перешибешь. Он все равно будет делать все, что велено. И если конфликт между подростками и пробный экзамен – это серьезные вещи, требующие усилий и приносящие результат даже при такой отвратительной организации, то конкурс видео – это уже за гранью.
В отличие от автора видеоидеи, у меня есть воображение. Я вполне могу представить себе, что значит «сделать короткое видео на три минуты» в выходной день. Одинаковый выходной и для чиновника, и для учителя.
Придумать сценарий. Три минуты голова учителя в кадре – это ведь не для конкурса? Нужен видеоряд, чтобы какой-то сюжет был, пусть самый простенький. У меня только на это полдня уйдет.
Локацию выбрать – не на фоне же серванта снимать? Музыка должна присутствовать – тут надо знать, где и какую можно взять, авторское право никто не отменял. Телефон расположить, чтобы с нужного ракурса снимать – подставка нужна, тренога, а лучше – помощник.
Зрение у Ольги не ахти, поэтому она (как и я) даже не знает, можно ли при помощи телефона монтировать видео. Но даже если и можно, она не станет этого делать – глазки дороже. Значит, будет искать какой-нибудь мувимейкер. Но на школьные компьютеры самим ничего нельзя ставить – это делает только админ. А этот самый админ один на несколько корпусов. Можно сделать запрос и долго объяснять, зачем тебе понадобилась программа «сверх программы», но придет он когда? После Нового года.
И вот, затратив уйму времени и усилий, Ольга сдаст-таки ролик. При этом потеряет желание встречать сам праздник. Тетенька в управе смотреть не будет (у нее тоже времени лишнего нет), от фонаря расставит места, в школу придет письмо: «Все молодцы, с наступающим!». Управа и директор поставят по галочке, а Ольга и ее коллеги пожмут плечами и скажут: «Фух, еще один конкурс позади».
И все бы хорошо, но впереди еще много праздников, мотивирующих на бессмысленную работу. Рвите-рвите жилы, солнце еще высоко, нам новый урожай галочек собирать нужно. Зачем? Ну… Вдруг пригодятся.
А в театр я в итоге одна ходила.