Как, наверное, известно всем, кто интересуется реальной историей Великой Отечественной войны по-настоящему, или хотя бы регулярно читает статьи на моём канале, в планы германского командования входило окружение Ленинграда с выходом на ближние подступы. Первоначальный план предусматривал выход на линию Колпино-Ижора-Скворицы-Ропша-Петергоф. С этих позиций по городу могла бы бить дальнобойная артиллерия, способная отправлять снаряды на дальность свыше 30 км, а по пригородам и 25 километров хватило бы. Принципиально важным был выход к Петергофу, что позволило бы вести артиллерийскую дуэль с Кронштадтом и кораблями Балтийского флота в Финском заливе. А корабельной и береговой артиллерии немцы боялись сильно, и вполне обосновано. Кстати, дальше Петергофа они именно по этой причине наступать не планировали. Разведка у немцев работала хорошо, и они хорошо понимали, что будет, если их войска окажутся в зоне поражения 12-дюймовых орудий форта «Красная горка». И если с кораблями и фортами в заливе и Кронштадте они ещё планировали бороться, то с береговыми орудиями «Красной горки» такого желания не возникало.
Однако, начавшееся 9-го сентября наступление Вермахта, уже, по сути, началось с перевыполнения планов. Поскольку и Ропша, и Скворицы сразу остались позади. И уже по факту новая линия, где должны были закрепиться немецкие войска, отодвинулась до Пушкин–Пулково–Урицк. Однако, взять Пулково и Колпино немцы так и не смогли. Можно сказать, просто не успели, так как 41-й моторизованный корпус подлежал переброске под Москву, и чтобы занять его место, пришлось перегруппировывать силы. В результате, от наступления на Колпино немцы вообще отказались, а взять Пулково попытались, но после первой же попытки стало понятно, что ничего из их затеи не выйдет.
На этой карте нанесена обстановка на 28-е сентября, то есть показано наибольшее продвижение немецких войск. Я же синей линией нанёс первоначальный план окружение Ленинграда.
А если бы взяли? И Колпино, и, особенно, Пулковские высоты?
Взятие Колпина скорее всего принципиально мало что изменило. Расположенный там Ижорский завод и так находился под обстрелом и работать не мог. А приближение к городу на пару-тройку километров с этой стороны едва ли имело бы большое значение. Хотя, если посмотреть на карту выше, то как раз у Колпина немцы должны были подойти ближе всего к городу, и именно оттуда собирались его обстреливать. Неслучайно, видимо, первый артобстрел Ленинграда 4-го сентября был именно с этого направления.
Но уже 15-16-го сентября картина кардинально изменилась. Взяв Урицк немцы могли обстреливать район Кировского завода и морского порта дивизионной артиллерией. Артиллерийские батареи в районе «внепланово» взятого Пушкина также были от города не дальше чем Колпино.
А вот по поводу Пулковских высот совсем иначе. Сами высоты — это часть берега древнего моря. С их крайних точек хорошо просматривается лежащий на равнине город. Хоть это и не самая высокая точка в окрестностях, Дудергофские высоты на сотню метров выше, но зато Пулково существенно ближе. От Пулковской обсерватории до Петропавловской крепости менее 20 км. С учетом возвышения орудий над местностью, даже 105-м пушки могли бы с Пулковских высот обстреливать не только всю центральную часть города, но и даже Петроградскую сторону. А уж про орудия калибром 150 мм (с дальностью 25 км), 240 мм (с дальностью 30 км) и 210 (с дальностью 33 км) и говорить нечего. Стреляли бы как на полигоне. И практически весь город, включая северные районы, был бы в пределах досягаемости.
Правда, расположение батарей на самой кромке Пулковского плато, как мне кажется, имело бы для немцев и большой риск. Я не нашёл мнения специалистов по этому вопросу, поэтому ориентируюсь больше по тому, что вижу собственными глазами. А вижу я в данный момент из окна, что высоты в районе Пулково, так же, как и высоты восточнее Ропши (в районе Копорского) очень уж хорошо просматриваются с Финского залива. Огонь по ним можно корректировать прямо с кораблей. А именно так стрелять лучше всего, поскольку огонь по невидимым целям, когда требуется хорошая работа корректировщиков, у наших артиллеристов получался намного менее успешно.
Впрочем, ставить орудия вблизи самой кромки у немцев необходимости не было, их можно было расположить в глубине.
Словом, мне кажется, нашему городу очень повезло, что немцы не проявили достаточного упорства при атаках в районе Пулково. Я, конечно, лицо имеющее собственные причины радоваться. Как уж не раз упоминал, под теми обстрелами жила моя мать. И какой-нибудь немецкий артиллерист вполне мог сделать так, что я бы и не родился…
Как я могу понять из доступной сегодня информации, виной тому были действия 36-й моторизованной дивизии немцев. А точнее бездействие. Дивизии ставилась задача выйти на рубеж Волхонского шоссе. Что она и сделала уже 12-го сентября, скрупулёзном выполнением приказа и ограничиваясь. При этом ещё никакой советской обороны перед ней практически не было, сходу можно было взять и Глиняную горку и главную Пулковскую высоту. Да и в дальнейшем командование дивизии не особо стремилось лишний раз вступать в бой, находя разные уважительные причины. Главной же реальной причиной тому, что 36-я дивизия вела себя не очень активно и лишней инициативы не проявляла, видимо, была предстоящая переброска под Москву. И потому дивизия, как и весь корпус, «сидела уже на чемоданах» и не очень стремились нести дополнительные потери в сражении, которое уже было не их. И это очень хорошо.
Все статьи, связанные с боевыми действиями под Ленинградом, идут с тегом #битвазаленинград.
Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.
Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».