Найти тему
Анастасия Миронова

Самый беззащитный прекариат - курьеры. Почему я не пользуюсь доставкой еды

Курьерам доставки еды в Петербурге не платят зарплату. Обыденная новость, все уже привыкли. Ну не платят и не платят...

Фото: wp.com
Фото: wp.com

Меня жизнь и судьба этим многочисленных разъездных и посыльных тревожит давно. Сама я для себя определила уже, что не буду пользоваться их услугами: мне не нравится, что экономика строится на понуждении многих людей к бесправию и тяжелейшей работе. Время от времени я смотрю на стоимость доставки, чтобы быть в курсе, и ничего, кроме гнева, у меня эти цифры не вызывают.

Сегодня курьеры - самые незащищенные представители прекариата, то есть, рабочих, перебивающихся случайным трудом с негарантированной занятостью, без оплачиваемых отпусков и больничных. Самые дешевые. Самые уязвимые. Люди, которые работают порой по 12-17 часов на ногах. И есть даже случаи гибели от истощения.

Причем, именно курьеры "вывезли", что называется, нашу экономику. Россия - страна, которая очень быстро наладила бесконтактную доставку за копейки, благодаря чему больше людей смогли сократить социальные контакты, а ритейл и рестораны выжили. Правда, ценой чуть ли не бесплатного труда курьеров. И это очень отличает Россию от западных стран, где даже пеший человеческий труд дорог и не все могли себе позволить широко пользоваться курьерскими услугами. В итоге у нас случился настоящий рывок в этом сегменте: я не думаю, что в Штатах или какой-нибудь Германии есть столь развитый и конкурентный рынок доставки.

Увы, все это построено на слезах и поте курьеров

Доставка же впитала всех, кого экономический стресс выкинул на улицу: хоть за гроши, но они находили работу. И это тоже помогло экономике удержаться.

И что же эти люди имеют взамен? Копеечные зарплаты, которые еще и не всем вовремя выплачивают. Риски хронической обструкции легких, опухолей дыхательных путей. Постоянная езда по мегаполису на велосипеде крайне вредна, при физической нагрузке человек вдыхает более мелкие частички загрязнений и в итоге получает их значительно больше того, кто не ездит днями по городу, не бегает и вообще меньше ходит у больших дорог.

Риски быть сбитыми. Риски криминала. Труд курьеров стал настолько дешев, что доставщиков с коробами можно обнаружить в самых депрессивных районах. Стоит общежитие с полностью деклассированным элементом и туда вызывают доставщика, потому что он стоит еще дешевле, чем зарабатывают обитатели гетто.

Напомню случай с девочкой с Судостроителей, 38, в Тюмени: голую трехлетку нашел в этом чудовищном пансионате доставщик еды, значит, кто-то из резидентов дома с 262 квартирами по 9 и 12 кв. м его вызвал. Их вообще любят вызывать жители клоповников, бараков. Уже входит в традицию заказ доставки еды с зарплаты -

это ритуал, так бедный неустроенный человек подчеркивает, что, пока он может купить время другого, он еще не на самом дне пирамиды

Я не раз писала о трагедии курьеров. У меня была колонка о них в Газете.ру - про то, что у нас вообще больше 10 млн людей перебиваются временными работами и годами живут без соцобеспечения. И был текст в "Новой газете" по мотивам случая, когда HR Алена Владимирская возмутилась, что курьер попросил у нее подарить ему одно манго из доставленной корзины. Она называлась "Как голодные возят еду сытым".

Очень грустно это все. Должны быть регуляции. Как и в сервисе такси, где поездки подешевели до такого неприличия, что стало стыдно ездить. Мне не нравится, что государство пустило этот капиталистический оскал на самотек. Впрочем, самотек ли? Государству же выгодно, чтобы хоть такие рабочие места открывались. И чтобы люди стоили дешевле: так можно будет дороже продавать товары, которые они возят.