Мы часто замечаем, что одним людям намного проще взаимодействовать с окружающим миром, чем другим. Кому-то хватает пары минут в новой компании и вот он уже ее душа и полноправный член. А кто-то наоборот боится возразить официанту, что ему принесли чужой заказ. Это связанно с разным уровнем развития коммуникативных навыков. Именно они помогают быстро находить общий язык с людьми, работать в команде, эффективно выстраивать общение.
Развитые коммуникативные навыки важны как в работе, так и в частной жизни, ведь это не только способность передать собеседнику информацию/принять ее. Нужно уметь максимально четко выражать свои мысли, адекватно реагировать на ответные реплики, чтоб не происходило никаких недопониманий. В этом и заключается эффективное общение. Трудно оспорить полезность таких умений.
Итак, коммуникативные навыки включают:
- Умение слушать
Казалось бы, что может быть очевиднее? Однако далеко не все люди умеют активно слушать своего собеседника, а не просто ждать своей очереди высказаться.
- Умение выражать свои мысли четко и ясно
Согласитесь, что будет не очень приятно, если начальник неправильно истолкует брошенную вами фразу, или интонацию, с которой вы говорили. Таких ситуаций лучше избегать.
- Умение правильно использовать и расшифровывать мимику и жесты
Ученые считаю, что больше половины информации мы получаем именно благодаря невербальной коммуникации, поэтому умение правильно расценивать тот или иной жест очень важно. Интересно, что в некоторых культурах одни и те же жесты могут обозначать диаметрально разные вещи. К примеру, вертикальный кивок головой, обозначающий согласие в европейских странах, в Греции и Индии – отказ.
- Эмпатия
Чтобы понять собеседника, нам нужно уметь поставить себя на его место и таким образом лучше понять его, а для этого надо быть эмпатичным.
- Стрессоустойчивость
Во время спора по рабочим вопросам нельзя давать волю эмоциям, проявлять агрессию и тем более переходить на личности. Важно уметь контролировать себя, ведь это проще, чем просить прощения за брошенную в пылу обидную фразу.
Как и эмпатия, коммуникативные навыки формируются у нас с самого детства. Однако бывает так, что у некоторых людей, в силу их индивидуальных особенностей, они могут быть развиты чуть хуже. Но вот ужас, новая работа тесно связанна с общением внутри коллектива, требует слаженной командной работы. Как же тогда развить свои коммуникативные навыки? Возможно ли это или время уже упущено? Конечно можно! Вот несколько самых простых способов:
- Общаться надо максимально ясно, а значит вам надо стараться использовать в своей речи как можно меньше "слов паразитов", не несущих никакой смысловой нагрузки.
- Начните задавать собеседнику развернутые вопросы. Так вы покажете ему свою заинтересованность в беседе.
- Внимательно следите за невербальными жестами. Определенные позы и жесты человека, означают, что ему не очень комфортно общаться на какую-то тему. Что ж, самое время перевести разговор на нейтральную плоскость.
- Практика, практика и ничего кроме практики!
Конечно, делать первые шаги всегда страшно и сложно, но это необходимое зло избежать которого не удавалось еще никому.
Коммуникативные навыки это те навыки, которые пригодятся вам всегда и везде, а значит все трудности их приобретения окупятся.
Больше интересных материалов в нашем телеграм-канале: https://t.me/softskillsPRO
и инстаграме: https://www.instagram.com/softskills.prosto/