Найти тему
JOBLIX

KPI - что это и зачем он нужен

Оглавление

Достигать целей получается быстрее и проще, если они правильно сформулированы. А если от их достижения еще и зависит размер зарплаты — мотивация выполнять план зашкаливает. Или все-таки нет? Разбираемся в видах KPI, кому и зачем они нужны, а также как их правильно рассчитать.

Что такое KPI

KPI (от англ. Key Performance Indicators — ключевые показатели эффективности) — это система оценки достижений компании или ее отдельных сотрудников, которая помогает понять, насколько их работа приближает к реализации стратегические цели компании. Другими словами, KPI — это показатель достижения успеха. Успеха, который можно измерить и доказать конкретными цифрами.

С необходимостью работать по установленным KPI сталкиваются представители самых разных профессий:

· специалисты сферы продаж;

· бухгалтеры и финансисты;

· HR-специалисты;

· SMM-щики;

· таргетологи;

· SEO-специалисты;

· маркетологи;

· пиарщики;

· дизайнеры.

Как видите, отчитываться о своей работе в цифрах вынуждены даже представители творческих профессий.

Зачем нужны KPI для бизнеса?

Двигаться без конкретной цели — все равно, что просто бродить. Конкретные KPI помогают бизнесу достигать своих стратегических и операционных целей, а также выявлять слабые звенья, замедляющие общий прогресс.

KPI помогает не просто работать, а делать это эффективно.

Благодаря KPI для отдельных отделов и сотрудников можно оценить эффективность работы каждого. Сотрудник, у которого не установлены KPI, во время месячного отчета будет рассказывать, что он делал. Сотрудник, у которого KPI установлены, расскажет, что конкретно он сделал и насколько его работа приблизила компанию к глобальной цели.

Введение такой системы в компании позволит:

· повысить эффективность работы отдельных отделов и компании в целом;

· понять, какие факторы влияют на развитие бизнеса;

· строить планы, ориентируясь на цели, а не на имеющиеся показатели и возможности;

· разработать четкие нормативы работы;

· получить прозрачную оценку эффективности работы сотрудников.

Виды KPI

Хотя KPI традиционно переводят как «ключевые показатели эффективности», точнее было бы говорить о ключевых показателях деятельности. Измерение эффективности — это лишь один из видов, а всего их можно выделить 5 основных.

· KPI результата: чего достигли.

· Расходов: сколько ресурсов потратили.

· Функционирования: насколько процесс соответствует определенному алгоритму его выполнения.

· Производительности: соотношение полученного результата и затраченного времени.

· Эффективности: насколько полученный результат соотносится с ресурсами, которые были потрачены ради его достижения.

Также показатели можно разделить на финансовые и нефинансовые, количественные и качественные, коллективные и индивидуальные. Чем больше показателей вы учтете, тем лучше будете видеть общую картинку развития и влиять на результат.

Как рассчитать KPI. Примеры

Если компания решила внедрить такую систему для своих сотрудников, важно понять, какие показатели стоит включать, а какие — нет. Главный принцип — установленные KPI должны быть понятные, измеряемые, четкие, реалистичные и приближать компанию к глобальной цели.

Если показатель легко измеряется в цифрах, но он никак не влияет на достижение целей компании — это плохой KPI.

Примеры KPI для разных профессий.

· Для менеджера по продажам: количество сделок, сумма продажи за месяц, средняя сумма сделки.

· Для бухгалтера: соблюдение дедлайнов, отсутствие штрафов и ошибок.

· Для HR-специалиста: качество и скорость закрытия вакансий, количество откликов на вакансию, качество подготовки кадрового резерва.

· Для SMM-щика: рост количества подписчиков/охватов сообщений, рост узнаваемости бренда.

· Для таргетолога: максимальная стоимость клика/заявки/подписчиков.

· Для маркетолога: количество новых привлеченных клиентов на сайт, количество повторных покупок от существующих клиентов, количество положительных отзывов о компании.

· Для PR-менеджера: количество упоминаний в целевых СМИ, тональность и объем публикаций, уровень доверия и лояльности.

· Для дизайнеров: срок выполнения работы, объем и сложность работы, использование новых технологий.

· Для копирайтера: количество написанных текстов, скорость написания текста, количество просмотров публикации.

· Для офисного менеджера: скорость выполнения поручений, качество обработки входящих запросов.

Для одного сотрудника желательно устанавливать не более 3-4 целей в месяц.