Найти тему
Очерки о психопатах

Родитель, Ребенок, Взрослый

Вспоминая популярную и, не побоюсь этого слова, интуитивно понятную схему Берна Родитель-Взрослый-Ребенок, состоящую из трех кружков, расположенных друг над другом, предложу и я свой вариант схемы. Которая учитывает то, какими я вижу эти структуры.

Для начала немного теории для понимания что означают определения Ребенок и Родитель.

АГРЕССИЯ

Агрессию в моей схеме надо понимать более широко, чем мы привыкли. А привыкли мы использовать понятие АГРЕССИЯ, как синоним словам: гнев, злость, ненависть. Но негативная агрессия – это всего лишь частный случай агрессии. Любая экспансия человека во внешний мир требует от него проявления агрессии. Например, любой разговор с человеком, даже позитивный – это тоже проявление агрессии. Любое действие – это тоже проявление агрессии. Но агрессии не в смысле нанесения вреда, а в смысле экспансии: активного внедрения и внесения изменений в окружающую реальность. В связи с этим можно определить агрессию как работу энергии, направленную на изменение окружающей действительности. Можно же менять окружающее пространство как конструктивно, так и деструктивно. То есть использовать энергию агрессии на созидание, а можно – на разрушение действительности.

Ранее я говорил о связи агрессии и Ребенка:

«Как вернуть своего внутреннего Ребенка в лоно Родителя? Попробуйте разозлиться. Но не на себя, конечно же. Даже не на ложного Ребенка. Безобъектно разозлиться. Это даже будет не злость, а ярость. Разъяриться. Чувствуя при этом агрессию, как энергию. Как движущую силу. Это будет такое чувство активного расширения, увеличения, роста внутри вас вашего внутреннего Ребенка. Ребенок появляется, восстанавливает свои позиции, теснит пустышку-куклу. Агрессия - одна из базовых эмоций внутреннего Ребенка и активируя ее, вы возвращаете себе связь с Ребенком»

То есть здоровая агрессивность - это базовое состояние Ребёнка, это его жизненный потенциал. Чтобы заявить во всеуслышание «Я ЕСТЬ», нужно затратить определенную энергию агрессии. Хотя бы для того, чтобы издать звук. И для того, чтобы потеснить своих собратьев, занять и удерживать своё место под солнцем. И даже вежливое потеснение требует агрессии. В вежливой форме, но именно агрессии. Потому что в противном случае - остаётся только альтернатива «Я НИКТО». И такое самоощущение как раз характерно для людей с заблокированной агрессией, что означает - с выбитым из собственного гнезда Ребёнком. Валяющимся на земле. И выбил его кукушонок. Поэтому, чтобы существовать Ребёнку в ПСИХИЧЕСКОМ МИРЕ, ему нужна именно АГРЕССИЯ.

РЕБЕНОК

Итак, Ребенок – это наша активность и агрессивность. В любой транзакции участвует ТОЛЬКО Ребенок. Потому как это его роль – взаимодействовать с окружающей реальностью.

Ребенок – это структура психики, ответственная за экспансию во внешний мир. Ребенок постоянно генерирует жизненную энергию, которую он вынужден утилизировать проявлением какой-либо активности. Иначе, если он не будет тратить поступающей (или рождающейся в нем) энергии, наступит его перегрев, так как поступление жизненной энергии в него постоянное и может остановиться только в одном случае: с прекращением жизни в теле. Поэтому основная задача Ребенка – избавляться от переполняющей его «дармовой» энергии. Примерная аналогия с работой Ребенка со своей энергетикой – это рассказ Носова «Мишкина каша». У меня есть очерк о «Мишкиной каше», но там больше повествуется о эмоциональном окрашивании воспринимаемой нами действительности. Кастрюля – это реактор (Ребенок), который непрерывно генерирует жизненную энергию. Эта энергия, если не отводить вовне в виде действий или не охлаждать реактор с помощью Родителя, может наделать много нехорошего.

РОДИТЕЛЬ

В этой статье Родитель и Гнездо означают одно и то же.

Роль Родителя –взаимодействовать ТОЛЬКО с Ребенком. Родитель не общается больше ни с кем. Да и общение это не вербальное, а представляет из себя снятие с Ребенка эмоциональной нагрузки. Ребенок в хорошем контакте с Родителем – значит Ребенок расслаблен и его энергетическое состояние в норме. Нет контакта или контакт нарушен – Ребенок напряжен и перегружен токсичными энергиями. Соответственно, от связки Родитель-Ребенок зависит и настрой Ребенка, в котором он осуществляет транзакции в окружающими его объектами.

Итак, на этой схеме:

1. Родитель - в виде гнезда, и таким рисунком сразу определена его пассивная роль контейнера для отвода энергии Ребенка. Родитель никогда не вступает в общение с внешними объектами - только с внутренними - с родным Ребенком и подсадным Ребенком (его я еще называю кукушонок).

В ранних очерках можно встретить мое определение личностной области - как контейнера для хранения того, что составляет наше Я.

«...стенки этого "контейнера" - наши личные границы. Границы нашей личности. Вход в пределы этих контейнерных чертогов сакрален. Туда допускаются или проникает с нашего согласия только те или то, что питает нас ресурсом. То, про что можно сказать: "Это - Я. Это - целиком мое. Я - это то, что находится в этом "контейнере". И вот наполнение этого контейнера и есть смысл нашей жизни. Он пуст - мы не чувствуем смысла жизни. Он полон - мы заряжены энергией. Этот "контейнер" - это наш аккумулятор жизненной энергии. От качества его наполнения зависит наша мотивация и желание жить»

Это можно назвать ранним определением функции Родителя - олицетворять содержимое контейнера (гнезда) со своим Я. Понятно, что если в гнезде подсадной кукушонок - то и он будет нами восприниматься, как часть нашего Я.

Другая важнейшая функция Родителя - контейнировать, разгружать находящегося в нем Ребёнка от энергетической перегрузки и одновременно - нагружать сознание человека теми эмоциями, которые появились в его Родителе в процессе утилизации энергетических излишков Ребёнка.

Таким образом, Родитель - это структура, с помощью которой мы воспринимаем нашего внутреннего Ребёнка как ЭМОЦИИ.

Об этом я писал в очерке «Травмированный внутренний ребёнок»:

«...надо понимать, что осознание нами собственных негативных эмоций - это нормально. Пропускание возникающих и накапливаемых внутри себя негативных эмоций через свое сознание - это норма. Это является тем самым процессом утилизации нашим сознанием (как Родителем) психологических «нужд» нашего Внутреннего Ребенка»

2. Ребенок, вложенный в Родителя - это то, что Берн называет Взрослым. Это умиротворенный и удовлетворенный Ребенок в симбиозе с Родителем, не нуждающийся во внешних Родителях и в обороне своего "гнезда" от кукушонков.

Здесь я писал о таком симбиозе:

«Психологически взрослый человек представляет из себя симбиоз двух обособленных, и в то же время связанных друг с другом психических структур: структуры активно познающего мир ребенка (далее-внутренний ребенок) и структуры заботящегося о своем ребенке родителя (далее-внутренний родитель). Все это соединено в одном взрослом человеке и в правильном симбиозе дает как итог - психически благополучного, стрессоустойчивого, автономного, не нуждающегося в подкреплении извне и не травмирующегося от негатива внешней и внутренней реальности индивида»

3. Ребенок "голый" - это, собственно, кукушонок, цель которого одна: запрыгнуть в чье-то гнездо и устроится там с максимальным комфортом.

Такой инфантил - носитель «голого» Ребёнка описан у меня в статье «Как ведёт себя психологический птенчик в психологическом гнезде»:

«...психологический "птенчик" выкидывает из психологического "гнезда" любого, кто покажется ему подозрительным конкурентом в борьбе за место под мамкой. Борется "птенчик" и против индивидуальности своей "мамки". Против ее Внутреннего Ребенка. Если жертва абьюзера, не дай бог, проявляет сама свою индивидуальность, своего Внутреннего ребенка, то по нему наносится удар, как по самому страшному конкуренту. Психологическая "Мамка" не должна иметь своей личности, своей индивидуальности, своего Внутреннего Ребенка. Так в жертве абьюзер уничтожает личность, индивидуальность, оставляя ей разрешение выполнять только родительские функции в отношении единственного подсадного Ребенка -его самого»

НАСТРОЙ РЕБЕНКА в ТРАНЗАКЦИЯХ

-2

На рисунке показаны три состояния Ребенка, вступающего во взаимодействие:

1. Маленький, слабый Ребенок в Гнезде-Родителе. Это эмпат, страдающий эмпатизмом или не имеющий ресурсов и сил оборонять свое Гнездо от подселенцев. Психопаты будут чувствовать это и пытаться заполнить вакантное место - будут настойчиво нарушать границы и пытаться подселять своих кукушонков.

2. Нормальный Ребенок, полностью заполняющий Родителя. Это нормальное состояние психически здорового человека. Такой Взрослый не нуждается во внешних ресурсах и является самодостаточным. В то же время это не безэмоциональный робот, а понимающий и чувствующий других людей человек, вступающий в коммуникации не ради разгрузки своей психики от напряжения, а исключительно в целях поддержания вокруг себя такого же равновесия, которое существует в нем.

3. Перегретый Ребенок, Родитель которого не справляется с отводом от него энергии агрессии. «Голый» Ребенок - он же. Соответственно, агрессия будет сливаться наружу - такой Ребенок будет атаковать слабых чужих Ребенков (см. п.1) и пытаться выбить их из родного гнезда, чтобы одновременно и реализовать избыток агрессии и разместить свою проекцию в освободившемся чужом Родителе.

ПОДСЕЛЕНЦЫ

"Голые" Ребенки стремятся в чужое гнездо. Если они нашли жертву-эмпата с большим Гнездом и смогли забраться и укрепиться в ее Родителе-Гнезде, то родной Ребенок жертвы становится зависим от настроя и состояния подселенцев, так как автоматически (как только они попадают в его Гнездо) начинает считать их частью своего "Строгого Родителя". То есть его настоящий Родитель на самом деле и остается принимающим, но между родным Ребенком и его настоящим Родителем создается прослойка из враждебных интроектов- подселенцев, которые, ошибочно принимаемые Ребенком за часть своего Родителя, устанавливают строгие или даже заведомо невыполнимые правила доступа к Родителю для этого Ребенка.

Ребенок эмпата в стадии активных отношений с абьюзерами, разлучающими Ребенка с его же собственным Родителем
Ребенок эмпата в стадии активных отношений с абьюзерами, разлучающими Ребенка с его же собственным Родителем

Впоследствии, когда отношения с внешними агрессорами, подселившими своего кукушонка к жертве, прекращаются, контакт Ребенка с Родителем все равно не восстанавливается, так как все равно в Родителе остаются отпечатки подселенцев - вакантные места. Свято место пусто не бывает, поэтому психопаты остро чувствуют такие вкусные "вакансии" у жертвы и умело их заполняют новыми кукушатами. В свою очередь, Ребенок, чтобы ощутить контакт с "Родителем", сам стремится к заполнению этих пустот.

Абьюзеры ушли, но ячейки для них остались. Чтобы восстановить контакт с Родителем, надо заполнить "вакансии".
Абьюзеры ушли, но ячейки для них остались. Чтобы восстановить контакт с Родителем, надо заполнить "вакансии".

Итак, теперь определим три основных состояния Ребёнка, в которых он осуществляет транзакцию:

1. Атакующий Ребенок 😡 - это может быть как Кукушонок 👿, применяющий силу для выталкивания из гнезда родного птенца, так и птенец, защищающий родное гнездо. Любимый приём психопата-кукушонка - выдавать своего противника - птенца, защищающего родное гнездо, за кукушонка.

2. Покинутый Ребёнок 😩 - это классическая Жертва. Лишается Родителя такой птенец обычно в результате действий Кукушонка, вытолкнувшего его из гнезда. Также Покинутый Ребёнок часто предстаёт в виде Малыша 👼, вызывающего умиление и желание приютить, забрав его в гнездо. Одевать маску Малыша - приём, характерный для психопата.

3. Родитель 🤱 - несмотря на упоминание Родителя, это все равно действующий от его имени Ребенок эмпата, ослабленный и потерявший связь со своим гнездом, а потому нуждающийся в нахождении в своём гнезде какого-то подселенца, Малыша👼 или Жертвы 😩, присутствие которых в гнезде, по идее, должно, улучшить его собственную связь с гнездом (Родителем). И потому от имени Родителя активно зазывающий в своё гнездо покинутого птенца, каковым (покинутым) может оказаться как безобидный птенец, так и маскирующийся кукушонок.

Сам Родитель не вступает в транзакции с внешними объектами по той простой причине, что не обладает необходимым для этого инструментарием. Его арсенал средств коммуницирования предназначен исключительно для контактов с Ребёнком, и этот процесс, который обычно называют «принятие», воспринимается Ребёнком, как наивысшая точка комфорта.

ТРЕУГОЛЬНИК КАРПМАНА

И здесь мы видим четко вырисовывающийся треугольник Карпмана. Моя триада Атакующий Ребёнок - Покинутый Ребенок - Гостеприимный Ребёнок полностью соответствует карпмановским Обидчик - Жертва - Спасатель. Совпадение? Нет, это закон психики, основой основ которого является инстинкт гнездования Ребёнка. То есть поиск Ребёнком Родителя. И треугольник Карпмана описывает три базовых состояния Неудовлетворенного Ребёнка, находящегося в поиске соединенности с Родителем.

ТЕМНАЯ ТРИАДА ТРЕУГОЛЬНИКА

Также мы видим, что можно выделить как «светлые» стороны триады, так и темные, находящиеся в арсенале Ребёнка-Кукушонка, целью которого является подсесть в чужое гнездо и максимально в нем укрепиться. Итак, стандартная тактика подселенца - это последовательная смена масок Кукушонка:

ТАКТИКИ ПОДСЕЛЕНИЯ

Тактика захвата «снизу»: сначала в маске МАЛЫША (или ЖЕРТВЫ) подселяется в Гнездо, а затем, играя на чувстве вины или чувстве сострадания заставляет обслуживать себя находящегося в нем родного птенца - Ребенка.

Тактика захвата «сверху»: Либо кукушонок в маске РОДИТЕЛЯ заселяется в Гнездо к ослабленному птенцу-Ребёнку и вначале переориентирует птенца-Ребёнка целиком на восприятие себя, как Родителя, то есть еще сильнее нарушает его связь с родным Гнездом. Пока длится процесс отлучения птенца-Ребёнка от родного Гнезда, Кукушонок чувствует себя комфортно - в Гнезде.

Комбинированная тактика: встречается смешивание обеих тактик, например: Кукушонок в маске РОДИТЕЛЯ заселяется в Гнездо, на этапе подселения активно изображая безупречное родительское принятие. Проникнув, как Троянский конь внутрь Гнезда под видом Родителя, Кукушонок меняет маску на ЖЕРТВУ и заставляет родного птенца-Ребёнка сопереживать ему, включая у последнего состояние РОДИТЕЛЯ. Не забывая периодически менять маски то на МАЛЫША, то на РОДИТЕЛЯ и попутно проводя работу по ослаблению связи родного птенца-Ребёнка с родным Гнездом

Эта статья будет еще дополняться, что-то будет еще меняться... последнее изменение от 25 декабря

Ваши предложения и идеи о визуализации и дополнения к пониманию определений и к транзакциям приветствуются...