Дедушка рассказывает, что немцы сдались не сразу, как было по условиям, в 6 утра. Пришлось отправлять парламентскую группу к группен-фюрреру. О том, какими способами наши солдаты праздновали Победу.
Автор воспоминаний - Ходунов Сергей Федотович 1915 года рождения. Время написания - 1980-е годы.
Предыдущая часть: Никто не понимал, почему прекратился грохот и огонь, который длился 4 года. Победа. Часть 36
Первый день после Победы
По условиям капитуляции и прекращения огня немецкие войска 8 мая 1945 года в 6 часов утра должны были сложить оружие и начать сдаваться в плен. Когда наступило это время, немцы добровольно в плен не идут. Отдельные наши бойцы на переднем крае начали разговаривать с немцами и даже открыто подходить к их окопам. Немцы свободно подпускали к себе наших, но в своё расположение не пускали. Говорили, что если пойдёте дальше, будем стрелять.
В 7 часов утра отправилась к немцам группа наших парламентёров. Её встретили немцы мирно, без огня, и она в сопровождении немецкого офицера была доставлена к их группен-фюрреру. Руководителю группы немецких войск было заявлено, что если в 8 часов утра они не начнут сдаваться в плен, то будет открытый огонь из всех видов оружия до полного уничтожения группировки, что будет пролита напрасная кровь, что группировка обречена. Наша парламентская группа из трёх офицеров возвратилась обратно, немцы отпустили её.
Когда наступило 8 часов утра 8 мая, со стороны немецкого расположения появилась первая колонна немецких пленных. Построены они были повзводно вместе со своими офицерами, без оружия. Приём пленных проходил в течение нескольких часов. На нашем участке, на косе шириной 6 км сдались в плен около 12 тысяч немецких солдат и офицеров.
При приёме пленных офицерский состав был отделён от рядового и младшего командного состава. Офицерам было оставлено холодное оружие. Всем пленным немцам были сохранены личные вещи и награды.
В 12 часов дня с одной из групп пленных на самоходной барже я переправлялся на большую землю. Как только погрузились на баржу, все немцы сразу начали есть, открыли свои рюкзаки и сумки, достали продукты. Отправляя в плен, немецкое командование все выдало по одному бруску хлеба (небольшая булка), небольшой кулёк сахарного песка (грамм 200) и около 100 грамм комбижира. Видно, что с продуктами у немцев дела были плохие, что отправляя в плен своих солдат, они ничего больше дать не могли.
По-немецки я плохо понимаю, но около 500 слов немецких мною было заучено. Я разговорился с одним ефрейтором и спросил его, где воевал. Он мне ответил, что служил телеграфистом в штабе. Был во Ржеве и Смоленске. Значит, это немец бежал из Смоленска по магистрали, мимо Гусино, был на моей Родине.
Весь день 8 мая наши солдаты радовались, что они остались живы, дожили до Победы. Свою радость каждый выражал по-своему. Одни садились и писали письмо всем своим родным и близким, другие собирались группами и под гармонь или аккордеон танцевали - пели песни, третьи выражали свою радость стрельбой из автоматов в воздух - салютовали. Соберётся 3-4 человека, поднимут автоматы вверх и начинается стрельба, пока не кончатся патроны в диске.
Продолжение следует... (После войны)