Найти тему

Истории о чудесных спасениях в индийской мифологии

В индийской мифологии существует множество сюжетов о чудесном спасении богов, богинь, различных полубожественных персонажей и героев. В основном помощь оказывают главные боги индуистского пантеона Шива и Вишну, но может она исходить и от других мифологических персонажей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми сюжетами на примере экспонатов восточной коллекции Государственного музея истории религии.

Первая хромолитография иллюстрирует мифологический сюжет о юноше Маркандее. В пуранах рассказывается, что его отец и мать не имели детей и долгое время совершали аскетические подвиги в надежде обрести ребенка. В конце концов, были вознаграждены: бог Шива предложил им выбор – стать родителями для ребенка, который будет мудрецом, но его жизнь закончится в шестнадцать лет, или детей с долгой жизнью, но глупых и эгоистичных. Родители выбрали ребенка с духовными достоинствами, и со временем родился Маркандея. Отец и мать решили не говорить сыну о сроке его жизни, но когда мальчик попросил объяснить причину их печали, рассказали ему обо всем.

В день шестнадцатилетия Маркандея ушел в храм, чтобы поклониться Шиве. Посланцы бога смерти Ямы пришли забрать юношу и обнаружили его настолько поглощенным молитвами, что не посмели завершить свою миссию. Тогда Яма сам отправился в храм, он убеждал Маркандею последовать естественному закону жизни и смерти, но молодой человек, ища защиту, обхватил руками Шива-лингам. Яма кинул свою петлю, чтобы поймать Маркандею, но петля обвила лингам, в тот же момент явился Шива и даровал Маркандее вечную молодость.

Хромолитография Шива и Маркандея  Индия. Начало XX в. 
Бумага, краска.     На фоне части храма, сквозь арку которого видно розовое небо, зелень и горы, изображен лингам с шиваитским знаком в виде трех горизонтальных полос. Его обнимает коленопреклоненный юноша в белом дхоти с красной полосой. У него на лбу тот же шиваитский знак, волосы распущены. Рядом стоит бог Шива. В правой верхней руке он держит трезубец, а нижняя лежит на голове юноши. Левая верхняя рука опирается на лингам, а правая грозит богу смерти Яме, который находится слева от Шивы. Яма сидит на буйволе со сложенными у груди в почтении руками. Он держит веревку, накинутую на шею юноши.
Хромолитография Шива и Маркандея Индия. Начало XX в. Бумага, краска. На фоне части храма, сквозь арку которого видно розовое небо, зелень и горы, изображен лингам с шиваитским знаком в виде трех горизонтальных полос. Его обнимает коленопреклоненный юноша в белом дхоти с красной полосой. У него на лбу тот же шиваитский знак, волосы распущены. Рядом стоит бог Шива. В правой верхней руке он держит трезубец, а нижняя лежит на голове юноши. Левая верхняя рука опирается на лингам, а правая грозит богу смерти Яме, который находится слева от Шивы. Яма сидит на буйволе со сложенными у груди в почтении руками. Он держит веревку, накинутую на шею юноши.

Второй сюжет рассказывает о чудесной помощи, совершенной богом-хранителем Вишну: он явился в образе слона на зов своего адепта, когда того схватил за ногу крокодил. Согласно индийской мифологии, царя Индрадьюмну проклял мудрец Агастья, в результате чего царь переродился в слона. Однажды он вошёл в воду прекрасного озера, чтобы напиться. В это время огромный крокодил незаметно подплыл к нему под водой и вцепился в ногу острыми зубами. Непобедимый на суше, слон пытался переместить схватку на берег, но крокодил, сознавая свою силу в водной стихии, не позволял несчастному сдвинуться с места. Их противостояние длилось тысячи лет, и даже боги с изумлением взирали на битву двух исполинов. Наконец силы стали покидать могучего слона, а у крокодила, напротив, сил только прибавлялось. Тогда царь в облике слона обратился за помощью к богу Вишну, который моментально откликнулся на его молитву, он поразил крокодила своим диском.

Хромолитография Освобождение слона Индия. Начало XX в. 
Бумага, краска
На переднем плане изображено озеро, покрытое цветами лотосов. В нем стоит слон, которого за левую заднюю ногу держит крокодил. Слон протягивает вверх большой цветок красного лотоса. Над его головой бог Вишну восседает на Гаруде, в лапах которого змея. Вишну синего цвета, на голове высокий головной убор в виде короны, в ушах серьги, на шее ожерелья и цветочная гирлянда. Он обнимает за талию своих жен, сидящих рядом.
Хромолитография Освобождение слона Индия. Начало XX в. Бумага, краска На переднем плане изображено озеро, покрытое цветами лотосов. В нем стоит слон, которого за левую заднюю ногу держит крокодил. Слон протягивает вверх большой цветок красного лотоса. Над его головой бог Вишну восседает на Гаруде, в лапах которого змея. Вишну синего цвета, на голове высокий головной убор в виде короны, в ушах серьги, на шее ожерелья и цветочная гирлянда. Он обнимает за талию своих жен, сидящих рядом.

Вишну может являться не только в антропоморфном, но и в зооморфном облике. В виде человека-льва Нарасимхи он победил царя Хираньякашипу, который доставлял беспокойство богам. За свои аскетические подвиги Хираньякашипу получил дар – бессмертие, но с одной оговоркой: его не мог убить ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри царского дворца, ни снаружи. Как шиваит, фанатично преданный своему богу, Хираньякашипу хотел заставить и своего сына Прахладу служить Шиве. Однако Прахлада был поклонником Вишну. Несколько раз царь испытывал веру своего сына, пытаясь обратить его к Шиве, но Прахлада был стоек в своих убеждениях и, в конце концов, призвал на помощь Вишну. Бог явился к своему почитателю в образе человека-льва в сумерках (то есть ни днем, ни ночью), появившись из колонны (то есть ни внутри дворца, ни снаружи), и разорвал непокорного царя.

В свирепых формах Вишну предстает только в аватарах и только им приносят кровавые жертвы. Например, Нарасимхе жертвуют козлов и баранов, но лишь в определенные дни недели, в чем выражается попытка сдерживать подобную практику. Для ортодоксальных последователей Вишну – это экстраординарная деятельность. Такой тип приношений редок в вишнуитских храмах, но обычен в ряде других, например Дурги, супруги Шивы. Нарасимха является переходным состоянием между диким и нерегулируемым племенным божеством и ортодоксальной формой бога Вишну.

Хромолитография Нарасимха  Индия. Начало XX в. 
Бумага, краска
Хромолитография Нарасимха Индия. Начало XX в. Бумага, краска

Рассмотрим один из сюжетов о спасении одного из самых популярных богов индуизма – Кришны, который является восьмой аватарой Вишну. Это чрезвычайно почитаемая инкарнация бога. В Индии Кришна является символом многих добродетелей. Он величайший государственный деятель, воин и герой, великий философ и учитель. Он был рожден отцом Васудевой и матерью Деваки в заточении, и для спасения с божественной помощью был принесен в жилище приемной матери Яшоды своим отцом. Кришне угрожала опасность, так как было предсказано, что восьмой по счёту ребенок Деваки станет причиной смерти Кансы, ее двоюродного брата.

Хромолитография Кришна и Яшода  Индия. XX в. 
Бумага, краска
Хромолитография Кришна и Яшода Индия. XX в. Бумага, краска

И наконец, познакомимся с одним из мифологических помощников царевича Рамы. Хануман — сын бога ветра Ваю и обезьяны Анджаны, одно из главных действующих лиц знаменитой эпической поэмы «Рамаяна», в которой он предстает воплощением преданного служения и верности. Помогая Раме в розысках похищенной демоном Раваной супруги Ситы, Хануман явил множество сверхчеловеческих возможностей и искреннюю преданность. Узнав, что Равана держит Ситу на отдаленном южном острове Ланке, Хануман одним гигантским прыжком перелетел через океан. Схваченному врагами, ему удалось при помощи своего тлеющего хвоста спалить весь населенный демонами остров и вернуться к Раме. Во время осады войском Рамы Ланки, Хануман явил множество чудес, желая помочь своему покровителю. Он летал в Гималаи за необходимыми для лечения раненых травами. Когда целебный корень требовался Раме, и медлить было нельзя, Хануман, не тратя времени на поиски, доставил с собою на Ланку целую гору. Его культ очень популярен по всей Индии, особенно среди сельского населения. В каждом посвященном Раме храме обязательно есть изображение Ханумана, считается, что оно уничтожает все зло вокруг.

Хромолитография Хануман  Индия. Начало XX в. 
Бумага, краска
Хромолитография Хануман Индия. Начало XX в. Бумага, краска