Найти тему
Логист со стажем

Кодекс для регулирования маркетплейсов - строгий ошейник или как слону дробина?

Всем привет!

На прошлой неделе в пространство e-commerce просочилась осторожная новость о том, что скоро Правительство РФ найдет управу на зарвавшиеся ввиду своей исключительности - торговые площадки, они же маркетплейсы, они же Вайлдберриз, Озон, Яндекс Маркет и иже с ними.

Мол, хватит уже это терпеть, пора уже и узду дать этим ретивым сервисам, которые "что хотят, то и творят", и никаких санкций за это не получают, а те крошечные процессы, которые предприниматели с огромным трудом выиграли - никак не влияют на рост благосостояния гигантов, разве что капелька дегтя в СМИ на целое море меда (сами можете видеть, что СМИ в 99% "хвалят" и пиарят маркетплейсы, нежели стараются их вывести на "чистую воду" и показать обратную сторону медали").

-2

На самом деле, конечно же позитивных моментов, связанных с возможностями малого и среднего бизнеса увеличивать свои объемы продаж, гораздо больше, чем с теми, которые сейчас берутся регулировать через Минпромторг.

Но те минусы, которые есть, конечно же не должны, по моему частному мнению, иметь место во взаимоотношениях маркетплейса и продавца, нужно отрегулировать, для более комфортного ведения бизнеса.

Давайте посмотрим, что уже вошло в черновик этого закона-кодекса:

  • ценообразование на онлайн-площадке должно быть полностью подчинено продавцу
  • участие продавца в любых рекламных мероприятиях должно быть всегда добровольным
  • маркетплейсы должны нести полную материальную ответственность за потерю и порчу товаров в процессе их оформления, передачи и хранения на складе
  • маркетплейсы должны добросовестно пресекать случаи продажи контрафактной и несертифицированной продукции
  • должна быть возможность утилизации продукции на складе маркетплейса, если ее не может осуществлять сам поставщик;
  • маркетплейс обязан уведомлять продавцов об изменении в условиях продажи (увеличение тарифов, объема обязанностей, сокращении прав) в определенный срок,
  • который требуется для возврата товара со склада, при этом действие новой оферты не должно распространяться на остатки продукции, отгруженные по старой оферте
  • маркетплейс обязан размещать в открытом доступе подробную информацию о наборе оказываемых услуг и итоговой комиссии для продавца, а также о требованиях к упаковке передаваемых товаров
  • маркетплейс обязан обеспечивать оперативную обратную связь продавцу
  • маркетплейс обязан гарантировать продавцу свободу выбора компании перевозчика заказов (по схеме, при которой продавец берет доставку заказов на себя)

Как видим в кодекс вынесены самые "болевые точки" продавцов, о которых разве что песни в народе еще не сложили, но если войти в любой чат (маркеплейс-селлер), то вы все эти "боли" там увидите в живом общении.

-3

И действительно, независимо от того, какой ты продавец - хороший или плохой. Не зависимо от того, какой у тебя товар - ходовой не ходовой, потерять могут любой товара у любого продавца и добиться правды можно пока только через бесконечные суды, которые продавцу ну никак не выгодны.

Получается, что сейчас маркетплейсы, сотрудничая под знаменем "Не хочешь - не продавай" немного потеряли берега и думают только о приросте продавцов и росте продаж. Сохранением каждого продавца, удовлетворение его проблемных вопросов - дело пятое.

Значит в теории назревает весьма хороший и добрый документ, который предназначен для защиты честного имени продавца и различных компенсаций его "потеряшек".

Лично мое мнение - закон в любом его проявлении нужен.

Прежде всего он несколько стандартизирует работу маркетов и сделает их открытыми. Сейчас, что бы добыть информацию о механизме работы, нужно практически начать продавать товар через маркетплейс, настолько все скрыто. Понятно. что это для того что бы избежать конкуренции, но всю информацию можно все равно добыть через третий лиц, а вот потенциальных продавцов потерять - намного легче своей системой "закрытого забрала".

Маркетплейсы, делая вид, что все это очень хорошая практика, конечно же неохотно принимают новые правила игры, но к сожалению у них не остается выбора. И мы с вами будем ждать, что из этого выйдет. А я и мой канал, обязательно будет рассказывать обо всех изменениях.

#закон о маркетплейсах #законодательство, регулирование #потеря товара #продажи на маркетплейсах #вайлдберриз #озон #яндекс маркет