Найти в Дзене
Блог студии Снегири

Юмор в сценарии

Оглавление

Перевели для вас статью Screencraft, чтобы рассказать, что может рассмешить зрителя

Друзья (1994-2004)
Друзья (1994-2004)

Вопрос о том, что именно заставляет зрителей смеяться не такой простой, каким кажется.

Очевидно, что смех — эмоция сильная, гораздо сильнее ухмылки, улыбки, в ответ на комичное. Это настолько непростой вопрос, что им озадачились даже ученые.

Юмор может быть рассечен и препарирован для изучения, как подопытная лягушка, только вот многие забывают о том, что лягушка-то в результате опыта умирает, а внутренности ее обескураживают и повергают в шок любого не причастного к этой науке.

Итак, что же заставляет вас смеяться?

Вспомните, над какими эпизодами сериалов или фильмов вы смеялись. Что в них общего?

Если вы действительно задумались, то, возможно смогли найти связь: каждая шутка и смех после нее наступает неожиданно. Это какой-то нетривиальный ход событий, сочетание того, что не сочетается.

Ричард Фейнман назвал это “ударом открытия”. Ведь если обратить внимание, каждая комедия сначала вводит зрителя в заблуждение, а затем шокирует, удивляет и ошеломляет. Это, пожалуй, главное.

Лжец, лжец (1997)
Лжец, лжец (1997)

Как избегать переборов?

Комедия - довольно специфический жанр, но она, по сути своей, ничем другим не отличается от драмы, ужаса или детектива, допустим. Комедия - это лишь один из ключиков к сердцам зрителей. По словам Майка Уэрба (сценариста “Маски”), чем больше вы знаете своих персонажей, тем точнее вы сможете смоделировать эффект неожиданности, напряжение и конфликт (будь то хоть драма, хоть комедия).

Часто замечаю перегруз комедии шутками и курьезами - несомненно, они важны, но лучшая комедия — та, в которой есть элемент драмы (причем, работает это и наоборот — драма с элементами легкомыслия и дуринки тоже будет лучше, чем монотонная серьезность).

Стив Каплан, гуру комедийных сценариев, отвечает:

Шутки - не скелет вашего сценария, это лишь мишура и красивое дополнение, определяющее жанр. Главное - не забыть о том, что должны быть комические персонажи, чтобы эту мишуру развесить.

Другими словами: вы не можете гарантировать, сколько процентов зрителей рассмеется над вашей шуткой, но! В ваших руках нечто большее — персонажи, которых зритель принимает, воспринимает и оценивает как нечто большее, следовательно, создав проработанного и целостного персонажа, шансов на успех в разы больше.

Повседневная жизнь — лучший помощник

Сконцентрируйтесь на повседневности. В обыденности очень много курьезов и смешных моментов. Сделайте большое из малого, выудите из этой самой повседневности все самое смешное и включите в сценарий.

Доверяйте себе

Доверьтесь себе. Ничто не убивает комедию так, как страх быть несмешным или выглядеть глупо. Потом будете критиковать себя и принимать критику от других — отредактировать всегда успеете, сначала напишите.

Посмотрите на шутку с расстояния вытянутой руки

Как сказал Чарли Чаплин, если снимать крупным планом, жизнь - это трагедия, но если смотреть на нее издалека — она та еще комедия.

Комедия - это взгляд издалека, комедия помогает нам отойти от быта и повседневности, забыть о проблемах и посмеяться над ними издалека. Между прочим, некоторые комедийные писатели смеялись над собственной жизненной драмой, чтобы написать достойную комедию.

Огни большого города (1930)
Огни большого города (1930)

Отнеситесь к комедии серьезно

Ни сценарист, ни актер, никто не должен чувствовать себя так, будто он шут. Насколько смешна ситуация и все, что вы написали/сняли, должен определять в первую очередь зритель. Пока ему не станет смешно - все серьезно. Потому что самолюбование и нарочитое шутовство убивает доверие и расположение.

Больше материалов:

Как продать свой сценарий?

Базовый курс сценаристов студии Снегири

Как написать короткометражный фильм?

Как придумать историю?

Материал студии Снегири.

#кино

#сценарист

#режиссер

#писательское мастерство

#искусство