… но ни чуть он не угловатый! Напротив, вызывающе элегантный и привлекательный. До недавнего времени – фаворит среди эпифиллумов. Теперь наука выяснила, что генетически он – не эпифиллум, а дизокактус. Так и среди дизокактусов он – первый красавец: дизокактус ангулигер (Disocactus anguliger).
Главная и очень яркая особенность этого эпифитного кактуса – выразительные ремневидные ветви с выраженными треугольными лопастями по краям. Они расположены так, что лопасти на одной стороне стебля противостоит выемка на другой его стороне. В результате побег приобретает необычный зигзагообразный облик. Благодаря такой геометрии, д. ангулигер не спутаешь ни с каким другим дизокактусом/ эпифиллумом. Зато его нередко принимают за один из селеницереусов – с. антонианус (S. anthonianus), у которого такая же замысловатая скульптура побегов. Цветки у двух кактусов совсем разные, но часто ли их увидишь цветущими.
Строго говоря, побеги у д. ангулигер двух типов: основные – цилиндрические, быстро одревесневающие, и вырастающие на этих стволиках те листообразно уплощенные, которые и придают кактусу его узнаваемый облик. У этого кактуса стволовые побеги не длинные, мало заметны, и куст поэтому получается довольно компактный. Концевые ветви довольно жесткие – не гнутся и не повисают, в отличие от других представителей этой группы кактусов. Как вырос молодой побег, так и застывает, матерея: рос вверх – останется вертикальным, в сторону – будет горизонтальным, вниз – ну соответственно. В результате куст похож на диковинный головной убор из торчащих во все стороны перьев. Очень хорош д. ангулигер в подвесной посуде, такой получается воздушный и парящий.
Не менее значителен и второй фактор великолепия д. ангулигер – цветение: оно приходится на осень и случается непременно, если растению был обеспечен надлежащий уход. Цветки ночные и, в принципе, характерные для цветущих ночью кактусов: крупные, белые, ароматные. И все-таки определенно выделяются элегантностью. В них совсем нет парчовой тяжести, характерной для королевских цветков селеницереусов. И скромной нежности цветения некоторых эпифиллумов (я как-нибудь о таких расскажу). Овощной сочности цветков хилоцереусов и радостного простодушия цветков популярных эпифиллумов/дизокактусов – тоже нет. Цветочная трубка очень длинная, полупрозрачная – как из фарфора, томно изогнутая – и у каждого отдельного цветка по-своему. На трубке нет ничего лишнего – ни волосатости этой кактусовой, ни колючек каких бы то ни было, ни лишних чешуек-листиков. И вот это фарфоровое изящество несет изящный же венчик из лучистых золотисто-желтых наружных и сияюще-белых внутренних «лепестков». И еще два важных аспекта цветения. Оно обильное, цветение, не один какой-то цветок раскрывается, а целая парящая стая. И аромат, который не надо вынюхивать из венчика, аромат, который собою все вокруг наполняет.
Немного вперед забегу. Ботанические классики в XIX в. не только д. ангулигер описали, но и очень близкий к нему вид, который назвали эпифиллумом Дарраха (E. darrahii). Как это нередко тогда случалось, оба вида были описаны по растениям, которые уже были распространены в культуре и неизвестно откуда происходили. И как это тоже нередко случалось, различия между двумя видами были малозначимыми, и, как потом выяснилось, случайными и несущественными. Но по описаниям судя, подтолкнул мэтров ботаники на описание вида Дарраха именно запах его цветков – такой медово-прекрасный, что даже в сухое ботаническое описание прокралась эмоциональная нотка.
Возвращаясь к д. ангулигер. Если цветки переопылить, завяжутся плоды. Не очень декоративные – простоватые, сочно-зеленые. Но и тут наш кактус – лидер: самые вкусные плоды из эпифитных кактусов! (Это не моя субъективность – так в книжках написано, но я подтверждаю). Попробуйте - особенно, если вырастите два разных экземпляра не от одного родительского растения!
Вырастить д. ангулигер совсем не сложно. Наверное, основная проблема – оптимальное освещение. Тени он не любит: побеги тянутся, вместо роскошных зигзагов – невнятные червячки, и никакого цветения. Но и яркое солнце опасно – обгорит. На улицу я бы его не выставил. А вот на солнечном месте у окна – да! Он гораздо менее требователен к субстрату и поливу, чем многие другие эпифитные кактусы. Конечно, лучше рыхлая и питательная земляная смесь и регулярный полив мягкой водой. С периодической подкормкой, надежнее – слабо концентрированным раствором комплексных минеральных удобрений. И душ приветствуется, хотя бы из пульверизатора. Температура лучше умеренная – комнатная почти идеальна. Но зимний покой нужен – чуть прохладнее и с сокращением полива.
Размножают д. ангулигер исключительно вегетативно: зрелые черенки укореняются в любых условиях и так просто, что даже не интересно рассказывать. Выращенное из черенка растение может зацвести уже на третий год.
И возвращаюсь к д. Дарраха. Современная ботаника этого таксона не признает. Но растения, соответствующие тому старому описанию, еще существуют! Я такое обнаружил в коллекции Ботанического сада МГУ (вот одно из преимуществ классических ботанических коллекций – сохраняются уже практически исчезнувшие в культуре формы!). Растение более скромное, чем обычный д. ангулигер: и стебли помельче, и лопасти на них не такие рельефные, и цветки помельче. И действительно, - как в описаниях - наружные лепестки лимонно-желтые, а не золотистые. Такой скромный привет из кактусоводства XIX в.