Найти тему

ГАЗ-21 «Волга» - самый культовый советский автомобиль

Всем привет!

Советский автопром часто выпускал действительно легендарные автомобили, которые распространились не только внутри страны, но и за границей. Я уже писал на канале и о «копейке» ВАЗ-2101, и о многогранном Москвиче-412. Однако звание самого культового автомобиля СССР я бы отдал первому в этом году герою на нашем канале – ГАЗ-21 «Волге».

Источник фото: Pinterest.ru
Источник фото: Pinterest.ru

История этой легенды началась в конце 50х гг. Автомобиль предполагался как достойный приемник ГАЗ-М20 «Победы», о которой я писал здесь, поэтому конструкция его была соответствующей. «Надутый» кузов, обилие хрома и оригинальный силуэт – главные отличительные черты нового горьковского автомобиля.

Но главное достоинство 21й «Волги» - ее салон. Он оформлен по последнему слову советской роскоши и технического оснащения: внутри свободно могло вместиться 6 человек, а в распоряжении водителя грамотная комбинация приборов, большой руль, рычаг 3-ступенчатой коробки передач на рулевой колонке, а также радиоприемник, солнцезащитные козырьки, небольшой бардачок, электрические стеклоочистители и даже часы. Единственное – ремни безопасности все еще отсутствовали, а сидения были без подголовников.

Салон ГАЗ-21. Источник фото: drive2.ru
Салон ГАЗ-21. Источник фото: drive2.ru

Думали и об удобстве перевозки багажа: ГАЗ-21 получил полноценный багажник, чем не могла похвастаться «Победа».

-3

Сердце машины – двигатель объемом 2,4 л и мощностью 75 л. с. Он оказался более подходящим для подобных автомобилей, нежели агрегат у «Победы», к тому же стал экономичнее. Однако мощности все еще не хватало: быстрее 100 км/ч 21я «Волга» разогнаться не могла, да и не нужно было.

Серийный выпуск ГАЗ-21 начался в 1957 г., и очень скоро автомобиль стал доминирующим в СССР. Но при этом мало кто из простых граждан мог приобрести такую машину: ее цена приравнивалась к стоимости кооперативной квартиры. Поэтому ГАЗ-21 в основном обслуживал директоров заводов и чиновников, а также часто служил в такси:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

И в милиции:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Существовали и универсалы на базе ГАЗ-21:

-6

Кроме того, ГАЗ-21 часто шел на экспорт, и за рубежом тоже произвел неизгладимое впечатление не только внешним видом, но и выносливостью. По некоторым данным, 21я Волга получила за границей прозвище «танк во фраке». Кстати, те машины, что отправлялись за рубеж, оснащались мотором мощностью уже 80 лошадок.

Экспортный ГАЗ-21. Источник фото: drive2.ru
Экспортный ГАЗ-21. Источник фото: drive2.ru

А еще этот автомобиль стал киноактером. Главный фильм, где ГАЗ-21 стал важным действующим лицом, стал «Берегись автомобиля»:

Кадр из х/ф «Берегись автомобиля», реж. Э.Рязанов, 1966 г.
Кадр из х/ф «Берегись автомобиля», реж. Э.Рязанов, 1966 г.

ГАЗ-21 выпускался до 1970 г., и за это время многократно модернизировался. Первые машины имели нестандартную решетку радиатора со звездой в центре. Считается, что когда автомобиль планировали запускать в производство, его не оценил маршал Г.К. Жуков. Но когда на передке появился символ СССР, полководец пересмотрел свое отношение к машине.

Как бы то ни было, первые Волги отличались звездой на передке и хромированной фигуркой оленя на капоте:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Более поздние Волги имели уже обычную хромированную решетку радиатора:

-10

Последние же ГАЗ-21 получили вновь переделанную решетку:

-11

Оленя же на капоте у большинства машин уже не было из-за соображений безопасности.

Сегодня ГАЗ-21 – один из самых заметных советских автомобилей в нашей стране. У каждого дожившего до XXI в. экземпляра разная судьба. Некоторые из них брошены:

-12

Но многие еще способны ездить:

-13

Иногда можно встретить яркий, только отреставрированный, ГАЗ-21 с оленем на капоте:

-14

Однако все-таки основная среда обитания этих автомобилей – музеи ретро-транспорта:

-15

ГАЗ-21 – выдающийся советский автомобиль, ставший олицетворением большого периода в истории нашей страны и иногда встречающийся даже сегодня. Так что в качестве бонуса еще одна красноярская 21я Волга с брежневскими номерами:

-16

Много ли таких машин осталось в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!