Однажды художник Фридрих Юргенсон отправился на природу, чтобы записать пение птиц. Когда он прослушал запись дома, он был потрясен: на пленке отчетливо слышался голос его покойной матери. Ему вторил еще один голос, который рассказывал о повадках птиц.
Если по поводу первого объяснений не было, второй голос мог быть случайно перехваченной трансляцией местной радиостанции. Но Юргенсон выяснил, что подобных передач в тот день никто не транслировал. А значит, голоса его матери и незнакомого орнитолога не укладывались ни в какие рамки.
Это было в 1959 г. Несколько лет спустя Юргенсон рассказал о своем открытии на пресс-конференции, и явление, которое назвали ЭГФ, получило всемирную известность.
Что такое ЭГФ?
Аббревиатура расшифровывается как «электронно-голосовой феномен». Описать его можно так: на аудио- или видеозаписи, в радиопомехах и белом шуме появляются голоса, объяснить которые рациональным способом нельзя. Часто на пленке «говорят» умершие люди, что придает происходящему мистическую окраску.
Юргенсон не первый, кто заговорил об ЭГФ. За 18 лет до этого американский фотограф Аттила фон Салай пытался записывать голоса мертвых с помощью специального устройства. Он утверждал, что достиг больших успехов и даже расшифровал некоторые звуки. Среди них были такие: «Счастливого Рождества и Счастливого Нового года всем вам», «Это Джи!», «Хот-дог, Арт!».
А в 1980 г. Уильям О’Нил сконструировал устройство «Спириком» для двусторонней беседы с духами. По словам изобретателя, он получил чертежи с того света, от ученого Джона Мюллера, который скончался за шесть лет до этого. «Спириком» был раскритикован, но всемирную известность все же получил. Устройство попало в фильм «Охотники за привидениями», где его разоблачили еще раз.
Если не мистика, то что же?
Так есть на записях голоса умерших или нет? Многочисленные исследования на эту тему утверждают: конечно, нет. Но слышат ли их люди? Да, слышат.
Все дело в сенсорных иллюзиях дополнения. Больше всего известна парейдолия, или парейдолическая иллюзия. Это формирование эфемерного образа на основе реального объекта. Проще говоря, парейдолия – способность видеть в предмете черты другой вещи или живого существа. Самый простой пример – облака. Многие в детстве забавлялись тем, что угадывали, на что похоже то или иное облако. Иногда очертания настолько оригинальные, что почти не нужно подключать фантазию. Вот несколько примеров зрительных парейдолий.
В случае с «голосами умерших» мозг играет ту же шутку: заставляет слышать то, чего на самом деле нет. Человек может быть уверен, что действительно слышит на записи чей-то голос, хотя на самом деле сознание создает его из разрозненных звуков.
В 2001 г. в американском колледже провели эксперимент. 44 студента слушали белый шум и должны были нажать кнопку, когда услышат в помехах текст «White Christmas» Бинга Кросби. Треть студентов нажала на кнопку как минимум один раз, хотя на самом деле в белом шуме не было никаких голосов. Так же работает ЭГФ: слушая запись, человек ожидает услышать что-то конкретное. И ему это удается.
Нельзя сбрасывать со счетов и звукообработку. Пытаясь усилить услышанный голос, сделать его более понятным, на запись накладывают различные эффекты вроде шумоподавления или усиления отдельных фрагментов. Так что голоса с того света могут быть рукотворным творением, даже если автор этого не желал.
- Впрочем, есть звуковые феномены, которым ученые так и не нашли объяснения:
- Акустические феномены, над которыми ученые ломают голову