Сделать такую подборку нам предложил подписчик. Идея показалась интересной, мы устроили мозговой штурм всей редакцией киножурнала Lsstmag, составили список неплохих российских фильмов, которые были сняты после перестройки, перессорились друг с другом, но проголосовали за лучшие. Публикуем итоговый топ-10. Если вы знаете еще пару-тройку классных фильмов, снятых в период с 1990 по 2021-й, то предлагайте в комментариях — ведь у всех разные вкусы, а хорошего кино так много!
Брат (1997 год)
Этот фильм сделал Сергея Бодрова настоящим народным героем — его герой Данила Багров до сих пор олицетворяет Россию конца девяностых годов. Это история про дембеля, который вернулся из армии в родной поселок, а потом решил податься в Петербург к старшему брату, который, как позже выяснилось, работает наемным убийцей.
Легенда №17 (2012 год)
История становления простого советского хоккеиста Валерия Харламова (его играет Данила Козловский) — из начинающих игроков в великие спортсмены.
Весь мир знал Харламова просто по его номеру 17 — именно под этой цифрой спортсмен вышел на лед в 1972 году в Монреале. В тот день, 2 сентября, хоккейная сборная Советского союза буквально разгромила канадцев из НХЛ. Матч стал эпохальным и перевернул мировое представление о хоккее.
Потрясающая спортивная драма, которая понравится даже тем, кто далек от спорта.
Географ глобус пропил (2017 год)
Фильм снят по мотивам романа писателя Алексея Иванова. Съемки проходили в Пермском крае.
В центре сюжета — молодой учитель Виктор Служкин. Вообще-то он биолог по профессии, но от безденежья ему пришлось пойти работать в обычную провинциальную школу. Он ссорится, а потом и дружит с учениками, конфликтует с руководством, ведет десятиклассников в интересный и трудный поход. А еще пьет с друзьями, терпит претензии от жены и водит дочку в садик. Служкин просто живет — как и миллионы российских людей на изломе 90-х.
Снял картину Александр Велединский — мэтр российского телевиденья. Он известен как сценарист «Дальнобойщиков» и «Бригады». Можно по-разному относиться к этим проектам, но трудно отрицать их значимость для нашего кино.
Остров (2006 год)
Хорошая драма с Петром Мамоновым в главной роли. Монах Анатолий, которого он играет, живет на острове. Его считают праведником и глубоко верующим человеком, хотя за душой у старца — тяжкий грех, совершенный в молодости.
Во время второй мировой войны он работал на барже, которая перевозила уголь. И однажды их судно захватили немцы. Анатолий, вымаливая освобождение, идет на поводу у фашистов и расстреливает своего напарника Тихона. И этот грех потом лежит тяжелым камнем на его сердце всю оставшуюся жизнь.
Фильм богат чувствами и эмоциями, которые пронизывают до глубины души.
Возвращение (2003)
В жизни двух братьев неожиданно появляется родной отец, который бросил их в далеком детстве.
Мальчики знают его только по фотографии — он так давно ушел из семьи, что его образ окончательно стерся из их памяти. Возвращение отца переворачивает жизнь детей. Втроем они отправляются в небольшое путешествие на остров. И эта поездка станет трагичной для каждого из них.
В этом фильме, как и во всех своих следующих работах, Андрей Звягинцев исследует непростую тему семейных отношений.
Даун Хаус (2001 год)
К этому фильму можно относиться по-разному, но нельзя игнорировать тот факт, что «Даун Хаус» выделяется на фоне всего отечественного кинематографа времен девяностых и двухтысячных.
Персонажи романа Федора Достоевскго «Идиот» оказываются в гламурно-бандитской Москве 1990-х. Радикальная экранизация классики с Фёдором Бондарчуком в роли князя Мышкина. Фразы персонажей великолепны и врезаются в память, но не каждому зрителю такой формат кино придется по душе.
«Дурак» (2014 год)
Режиссер Юрий Быков великолепно показывает мрачную хтонь российской провинции. Серость, безжизненность, коррупция и тотальная безнадега.
В фильме «Дурак» зритель полтора часа наблюдает, как сердобольный сантехник-работяга пытается спасти аварийную общагу от обрушения, но наталкивается на непробиваемую стену из равнодушия и остается крайним.
«Левиафан» (2014 год)
Еще одна пронзительная драма Андрея Звягинцева. На этот раз режиссер переносит нас на край земли — в маленький умирающий городок на берегу северного моря.
Автослесарь, которого играет Алексей Серебряков, стал жертвой несправедливого решения властей — и сейчас он отчаянно пытается спасти свой дом от сноса. Но все впустую: уж очень сильно местному мэру-хапуге хочется получить землю под этим зданием.
Фильм смотрится на одном дыхании, а главного героя становится очень жаль — его собирательный образ близок почти каждому из нас.
«12» (2007 год)
История о присяжных, обсуждающих, виновен ли 18-летний юноша, обвиняемый в убийстве своего отчима — офицера Российской армии, воевавшего в Чечне.
Присяжные уже выслушали показания свидетелей и ознакомились с доказательствами. Все улики свидетельствуют против молодого парня. И 11 из 12 присяжных, собравшихся в школьном спортзале, готовы осудить юношу. Но один из них уверен, что все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Почему?
«9 рота» (2005 год)
В основу сценария легли реальные события, произошедшие в конце 80-х годов.
Это история о легендарной 9-й роте, которая за несколько месяцев до полного вывода советских войск из Афганистана должна была удержать высоту и не сдать ее противникам.
Юные ребята-призывники, совсем зеленые мальчишки, оказались в самом пекле войны и вынуждены были противостоять жестоким бойцам. Наверное, это самый известный российский фильм о войне, хотя его много критикуют.