Иногда я делаю небольшие переводы христианских классиков. Одним из них, несомненно, является Дитрих Бонхеффер. Он не просто был выдающимся богословом ХХ века, но и человеком исключительной веры и мужества. Когда нацисты пришли к власти в Германии, он жил в Великобритании, но решил вернуться на родину, обосновав свое решение таким образом: «Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны, если я не разделю с моим народом испытания этого времени». Бонхеффер участвовал в движении сопротивления нацистскому режиму, был арестован и казнен всего за несколько недель до конца войны. Врач концлагеря Флоссенбюрг вспоминал: «Через полуоткрытую дверь помещения барачной постройки… я видел пастора Бонхёффера, опустившегося на колени в сокровенной молитве пред Господом Богом. Самоотверженный и проникновенный характер молитвы этого очень симпатичного человека сильно потряс меня. И на месте самой казни, произнеся краткую молитву, он мужественно взошел по лестнице к виселице… За всю мою почти 50-летнюю врачебную деятельность я не видел человека, умиравшего в большей преданности Богу».
Глава Евангелической Лютеранской Церкви Германии епископ Вольфганг Хубер дал очень точную характеристику Бонхефферу: «он— святой, в протестантском значении этого слова».
Биография
Бонхеффер (1906-1945) родился шестым из восьми детей в г. Бреслау, Германия. Рос он в Берлине, где его отец работал врачем. С детства он был знаком с некоторыми известными людьми такими как известный богослов Адольф фон Гарнак и историк Ганс Делбрук.
В возрасте 16 лет Бонхеффер начал изучать теологию в Тюбингене и закончил докторскую диссертацию в возрасте 21 года. Один год он посвятил преподаванию в Объединенной Теологической Семинарии в Нью-Йорке, где познакомился с американским христианством. Росла его популярность как учителя и писателя, когда он вернулся в Германию. В 1933 году во время радиопередачи он упрекнул германский народ в слепом повиновении «лидеру» (Гитлеру), которого Дитрих считал опасным. После прихода Гитлера к власти Бонхеффер переехал в Англию, где служил пастором двух церквей. Во время подготовки к поездке для встречи с индийским лидером Махатмой Ганди, ему предложили вернуться в Германию, чтобы возглавить семинарию, готовившую молодых пасторов. Именно там в местечке Финкенвилде, Бонхеффер окончательно пришел к его пониманию христианского сообщества. В апреле 1943 он был арестован и послан в тюрьму. Его обвинили в подготовке покушения на Гитлера и повесили 8 апреля 1945 г.
Его труды живут и сегодня, вдохновляя многих людей откровениями о благодати Божьей и о цене ученичества. Следующие выдержки касаются жизни христианской общины, особенно роли Иисуса Христа в жизни Церкви.
Выдержки из книги «Жизнь в христианском общении»
- Во Христе и через Христа
Христианство означает совместную жизнь через Иисуса Христа и во Христе Иисусе. Христианская община такова – не более и не менее. Христиане в любом случае общаются друг с другом через Иисуса Христа и в Иисусе Христе — будь то единственная краткая встреча или многолетнее ежедневное общение. Мы принадлежим друг другу только через Христа и во Христе.
Что это значит? Прежде всего, то, что христианину нужны другие верующие благодаря Иисусу. Во-вторых, это значит, что христианин приходит к другим только через Иисуса Христа. В третьих, это значит, что во Христе мы были избраны от вечности, приняты во времени и объединены для вечности.
Во-первых, христианин более не ищет спасения, освобождения и оправдания в самом себе, но только в Иисусе Христе. Он знает, что Божье Слово во Христе объявляет его виновным, даже когда он не чувствует своей вины и Божье Слово провозглашает его праведным, даже когда он совсем не чувствует себя праведным. Христианин более не живет по его собственным требованиям и самооправданию, но по Божьим требованиям и дарованной Богом праведности. Он полностью живет по определению Божьего Слова и в том случае, когда Слово объявляет его виновными, и когда оно его оправдывает.
2. Праведность извне
Жизнь и смерть христианина определяется не его собственными ресурсами, но и то и другое определяется Словом, приходящим к нему извне, Божьим Словом. Реформаторы выразили это таким образом: наша праведность является «праведностью извне», приходящей извне нас (extra nos). Они говорили, что христианин зависит от принятого им Слова Божьего. Он ориентирован вовне – к Слову, обращенному к нему.
Христианин живет полным упованием на истину Слова Божьего во Христе Иисусе. Если кто-либо попросит его указать на его спасение и праведность, он никогда не укажет на себя. Он укажет на Слово Божье в Иисусе Христе, которое говорит о его спасении и оправдании. Он насколько возможно бодрствует над этим Словом, поскольку он ежедневно алчет и жаждет праведности и ежедневно уповает на освобождающее Слово.
Прийти это может только извне. В самом себе он нищий и безжизненный. Помощь должна прийти извне и она пришла и продолжает ежедневно приходить в Слове Иисуса Христа, принося искупление, оправдание, чистоту и благословения.
3. Христос в Слове Другого
Бог вложил это Слово в уста других, чтобы оно могло дойти до нас. Когда Слово достигает одного человека, он начинает говорить его другим. Бог возжелал, чтобы мы искали и находили Его живое Слово в свидетельстве брата, в устах человека. Таким образом, христианин нуждается в другом христианине, который говорил бы ему Божье Слово. Он нуждается в этом снова и снова, когда к нему подходят неуверенность и разочарование, поскольку сам себе он не может помочь, не погрешив при этом против истины.
Ему нужен брат как носитель и провозвестник божественного слова спасения. Ему нужен брат исключительно благодаря Иисусу Христу. Христос в его сердце в данный момент слабее, чем Христос в словах его брата, его собственное сердце неуверенно, а сердце брата твердо.
Это также проясняет цель христианского собрания людей: они принимают друг друга как носителей послания спасения. На этом основании Бог позволяет им собираться вместе и дает им общину. Их общение основано исключительно на Иисусе Христе и этой «праведности извне». Таким образом, все что мы можем сказать – это то, что христианская община рождается из библейского послания, ясно провозглашенного Реформацией – оправдание только по благодати. Одного этого достаточно, чтобы христиане жаждали быть в общении друг с другом.
4. Христос открыл путь
Во-вторых, христианин приходит к другим только через Иисуса Христа. Между людьми есть напряжение и непонимание. «Он есть мир наш» – говорит Павел об Иисусе Христе (Еф. 2:14). Без Христа есть диссонанс между Богом и человеком, а также между человеком и человеком. Христос стал Посредником и принес мир с Богом, а также мир между людьми.
Без Христа мы не можем познать Бога, не можем прийти к Богу. Но без Христа мы также не можем знать нашего брата и не можем прийти к нему. Путь преграждает наше собственное эго. Христос открыл путь к Богу и к брату. Теперь христиане могут жить в мире между собой, могут любить и служить друг другу, могут стать одним целым. Но только пребывая во Христе они могут продолжать идти этим путем, только через Него мы соединяемся вместе. На всю вечность Он остается нашим Посредником.
5. Мы в Нем
В-третьих, когда Сын Божий воспринял плоть, Он по истине обрел тело и из чистой благодати соединился с нашим бытием, нашей природой, с нами. Таково было решение Триединого Бога в вечности. Теперь мы в Нем. Там где Он, там и мы – в воплощении, на Кресте, в воскресении. Мы принадлежим Ему, потому что мы в Нем. По этой причине Писание называет нас Телом Христа.
Но поскольку даже до того как мы могли узнать или возжелать этого, мы уже были избраны и приняты со всей Церковью в Иисусе Христе, на этом основании мы все вместе также принадлежим Ему и в вечности. Мы, кто живем здесь в общении с Ним, однажды разделим с Ним и общение в вечности.
Тот, кто смотрит сегодня на своего брата, должен знать, что он будет вечно соединен с ним в Иисусе Христе. Христианская община – община в и посредством Иисуса Христа. На этом основании строится все, что Писание говорит о правилах поведения христиан в церковной жизни.
6. Сделаны готовыми прощать
«О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга… Умоляем же вас, братия, более преуспевать» (1Фесс.4:9,10). Бог Сам взял на Себя ответственность учить братской любви. Все что человек может к этому добавить – это помнить это наставление и стараться преуспевать в нем более и более. Когда Бог проявил милость, когда Он явил Иисуса Христа как нашего Брата, когда Он любовью завоевал наши сердца, это было началом пути жизни в любви друг ко другу.
Когда Бог проявил милость к нам, мы научались поступать милостиво с нашими братьями. Когда мы получили прощение вместо осуждения, нас сделали готовыми прощать братьев. Во всем том, что Бог сделал для нас, мы стали должниками другим. Чем больше мы приняли, тем более мы способны давать. Чем беднее наше братолюбие, тем меньше мы живем Божьей милостью и любовью. Таким образом, Сам Бог учит нас принимать друг друга таким же образом, как Бог принимает нас во Христе: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим.15:7).
7. Основание нашей общности
Человек, которого Бог привел к совместной жизни с другими христианами, постигает, что значит быть братьями. «Братья во Христе», так называл апостол Павел свою общину (Флп. 1:14). Люди являются братьями друг другу через Иисуса Христа. Я брат другому человеку благодаря тому, что Иисус Христос сделал для меня, а этот человек стал мне братом благодаря тому, что Иисус Христос сделал для него. Тот факт, что мы становимся братьями только через Иисуса Христа, имеет неоценимое значение. Я должен пребывать в общении не только с человеком, который серьезен, благочестив и ищет братского общения со мной. Моим братом является и другой человек, который искуплен Христом, очищен от греха и призван к вере и вечной жизни. Наше христианское общение определяется не тем, что представляет собой человек как христианин, и не его духовностью или набожностью. Наше христианское братство определяется тем, кем является человек благодаря тому, что совершил Христос. Наша христианская общность друг с другом заключается в том, что Христос совершил для каждого из нас. Это верно не только в самом начале, (как если бы со временем что-то еще должно быть привнесено в наше братство), но так будет всегда и вовеки. Я соединен с другими узами братства сейчас и всегда только через Иисуса Христа. По мере совершенствования христианского сообщества, все, что еще стоит между нами и мешает нам, отступит, а Иисус Христос и то, что Он совершил, станут единственной связующей нитью между нами. Мы принадлежим друг другу только через Иисуса Христа, всецело и вечно.
Это устраняет раз и навсегда любое навязчивое желание чего-то большего. Кто хочет больше установленного Христом, тот стремится не к христианскому братству. Такой человек ищет некого экстраординарного социального опыта, он приносит грязные, нечистые желания в христианское братство. Христианское братство является не идеалом, о котором нам следует размышлять, но скорее реальностью, созданной Богом во Христе, в которой мы можем участвовать.
Библейский текст:
Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. (Еф.2:11-22).
Вопросы для размышления:
Следующие вопросы могут быть использованы для обсуждения в малых группах или индивидуально.
- Как Дитрих Бонхеффер отвечает на вопрос: «Зачем нам нужны другие христиане»? Следуя путем такого рассуждения, как нам следует относиться к другим христианам?
- Как вы ответите на вопрос: «Откуда приходит ваша праведность и ваше спасение»? Как на него отвечает Бонхоффер (раздел 2)?
- Бонхеффер считает, что Бог избрал людей для того, чтобы они доносили до нас Слово. Приведите пример когда Бог использовал кого-то, чтобы говорить через него вам.
- Бонхеффер говорит, что когда нас простили, мы становимся способными прощать других. Опишите вашу способность прощать. Соответствует ли это вашему пониманию того, как много Бог простил вам? Объясните.
- Почему апостол Павел в Еф. 2:11-22 говорит, что благодаря Крови Христа теперь возможно единство между иудеями и язычниками? Каковы практические пути того, как вы могли бы начать проявлять единство в вашей церкви или малой христианской группе?
Предлагаемые упражнения:
Данные упражнения доступны как для индивидуального, так и для группового использования.
- На этой неделе начните видеть других христиан так, как описал это Бонхеффер. Сфокусируйтесь на том факте, что Христос находится в них и что вы можете переживать Христа в ваших братьях и сестрах.
- Когда на этой неделе вы пойдете в церковь, положите конец навязчивому желанию иметь «экстраординарный социальный опыт[1]». Вместо этого смотрите на окружающих как на носителей Слова спасения. Фокусируйтесь на Христе, а не на способностях ведущих прославление.
- Бонхеффер говорит, что мы все будем в вечности соединены со Христом и друг с другом. Поэтому на этой недели приложите усилие к тому, чтобы сломать какую-то стену отчуждения. Позвольте Христу быть Посредником, когда вы ищите мира с братьями и сестрами.
- Апостол Павел обращаясь к Ефесянам, призывает их вспомнить то, время, когда они были отделены от Бога и друг от друга. Выделите время, чтобы порассуждать о вашей жизни до принятия Христа. Пусть эти размышления приведут вас к благодарению.