Найти в Дзене
Строительный мир

Грандиозный тоннель, самая мощная ВЭС, трансграничный мост и другие знаковые стройки России 2021 года

Оглавление

В 2021-м условную финишную черту пересекло сразу несколько знаковых для России проектов. В этой статье мы коротко вспомним наиболее крупные и интересные, на наш взгляд кампании, успешно завершившиеся в уходящем году. С некоторыми из этих предприятий можно подробнее ознакомиться в отдельных материалах канала «Строительный мир».

Второй Байкальский тоннель

28 июля 2021 года на Байкало-Амурской магистрали введен в эксплуатацию тоннель через горный хребет на границе Иркутской области и Бурятии. Длина сооружения составила 6682 м, что на 3,5 м короче первого аналогичного объекта, открытого в декабре 1985 года. Новый Байкальский тоннель начали пробивать осенью 2014-го. Проходка, осуществлявшаяся в непростых горно-геологических условиях, была завершена через 3,5 года, а этим летом одно из самых грандиозных искусственных сооружений нашей страны открыли для движения поездов.

© kremlin.ru / CC BY 4.0 (Видеоконференция с участием Президента РФ Владимира Путина с площадкой строительства второго Байкальского тоннеля – завершение проходки, март 2018 года)
© kremlin.ru / CC BY 4.0 (Видеоконференция с участием Президента РФ Владимира Путина с площадкой строительства второго Байкальского тоннеля – завершение проходки, март 2018 года)

В общей сложности было задействовано 1,5 тыс. рабочих и свыше 100 единиц разнообразной спецтехники; уложено 113 тыс. куб. м монолитного железобетона и 181 тыс. куб. м сборного бетона. Благодаря появлению объекта, пропускная способность западного отрезка БАМа увеличится почти в два раза — до 25 пар поездов в сутки.

Ленинградская АЭС-2

Знаковым событием в области атомной энергетики стал ввод в промышленную эксплуатацию второго энергоблока ВВЭР-1200 на Ленинградской АЭС-2 (или блока №6 на ЛАЭС). Первый бетон залили еще в апреле 2010-го, а в феврале 2020-го приступили к «горячей» обкатке реакторной установки, цель которой — подтвердить работоспособность системы. После успешного тестирования, в середине лета Ростехнадзор выдал соответствующую лицензию на эксплуатацию и была начата загрузка ядерного топлива.

© Ler / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Строительство ЛАЭС-2, 2017 год)
© Ler / Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0 (Строительство ЛАЭС-2, 2017 год)

К сентябрю прошлого года энергоблок вышел на минимально контролируемый уровень мощности, что позволило безопасно провести ряд тестирований и получить разрешение на энергопуск. На номинальный уровень мощности новейший блок поколения 3+ вышел в январе 2021-го, и менее чем через три месяца его сдали в эксплуатацию. Объект заменил собой остановленный в ноябре 2020-го второй энергоблок Ленинградской АЭС.

Газопроводы «Газ Ямала» и «Северный поток-2»

В сентябре компания «Газпром» объявила о завершении строительства газопровода «Северный поток-2» протяженностью 1234 км и стоимостью почти €10 млрд. А 17 декабря началось заполнение топливом второй нитки; на первой аналогичные работы провели двумя месяцами ранее.

Строительство газопровода, протянувшегося в итоге через Балтийское море от российского побережья до Германии, началось в 2018 году. Это событие часто фигурировало (и фигурирует до сих пор) на первых строчках ленты новостей различных СМИ. И кажется, о проекте знают даже те, кто совершенно далек от подобных тем.

На фоне этой масштабной кампании незамеченным мог остаться запуск по-настоящему уникального по сложности строительства и технологическим решениям объекта — подводного арктического газопровода «Газ Ямала» через Обскую губу, общая длина которого составила 115,5 км. Непосредственно по дну Карского моря проходит 58,4 км, которые протянули за один сезон.

Для строительства подводной его части задействовали 55 судов и сотни специалистов — всего в работах на суше и на воде участвовало около 1,5 тыс. человек. Проект стоимостью 150 млрд руб. прошел три независимые экспертизы, каждая из которых подтвердила его безопасность.

© ПАО «Газпром нефть» / gazprom-neft.ru
© ПАО «Газпром нефть» / gazprom-neft.ru

Благодаря трубопроводу, соединившему производственные объекты Ямала с газотранспортной магистралью «Ямбург – Тула», началась транспортировка полезного ископаемого с Новопортовского месторождения в Единую систему газоснабжения страны. Более того, открылась возможность для развития новых месторождений на полуострове. Реализованный проект можно всецело назвать очередным прорывом в освоении Арктики.

Амурский газоперерабатывающий завод

Еще один масштабный проект «Газпрома», реализуемый в России — Амурский ГПЗ мощностью 42 млрд куб. м газа в год. На предприятии площадью 800 Га будут производить этан, пропан, бутан и гелий. Завод обеспечит рабочими местами порядка 3 тыс. человек. На полную мощность он выйдет к 2025 году, а в текущем введена в эксплуатацию первая очередь — две технологические линии.

© Feldsherov Victor / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Амурский ГПЗ в ходе строительства, 2019 год)
© Feldsherov Victor / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Амурский ГПЗ в ходе строительства, 2019 год)

Строить крупнейший ГПЗ в стране в 15 км севернее Свободного начали в 2015 году. Первую сваю тогда забили по команде президента РФ Владимира Путина. Помимо самого завода, будет создана сопутствующая инфраструктура, включая железную и автомобильную дороги, жилой микрорайон и причал на реке Зея. Общая стоимость проекта превышает 1 трлн руб.

Мост Россия-Китай

Важным событием международного масштаба стало завершение строительства первого железнодорожного моста, соединившего берега России и Китая. Переход через Амур общей протяженностью 7,2 км (сам мост 2,2 км) будет открыт в 2022-м. Запустить движение планировалось в текущем году, однако некоторые проблемы с сопутствующей инфраструктурой помешали этим планам.

Возведение объекта велось с 2013-го, правда в Еврейской АО к работам после долгих согласований приступили только в начале зимы 2016-го, когда конструкция на противоположной стороне была почти готова — официально КНР завершила свою часть в октябре 2018-го. Российская половина (309 м) возводилась не так быстро, в том числе из-за необходимости пересмотра проекта уже по ходу строительства, когда обнаружилось, что река стала глубже, чем изначально было зафиксировано в документах.

© Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края / khabkrai.ru (Мост через Амур со стороны России, 2021 год)
© Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского края / khabkrai.ru (Мост через Амур со стороны России, 2021 год)

В итоге, объект состыковали в марте 2019-го, а части железнодорожного полотна — в августе 2021-го. На мосту уложен один путь с совмещенной колеей. Пропускная способность дороги — 21 млн тонн грузов в год. Общая стоимость проекта составила около 35 млрд руб.

И еще более десяти проектов

На самом деле знаковых событий подобного рода в 2021 году в России произошло немало. Даже коротко невозможно рассказать обо всех крупных проектах, однако будет неправильным ограничиться лишь упоминанием выше обозначенных. Поэтому попробуем списком выделить еще несколько масштабных и наиболее интересных, по нашему мнению, инициатив.

  • В январе в Ставропольском крае начал работу крупнейший ветропарк России — Кочубеевская ВЭС (210 МВт). На площади 75 Га разместили 84 ветроагрегата. Стоимость проекта составила 28 млрд руб.
  • В столице Приморского края сдали ЖК «Аквамарин» — самое высокое (155,5 м) здание на территории Сибири и Дальнего Востока; первый в России небоскреб восточнее Екатеринбурга.
© Ichvdk / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (ЖК «Аквамарин», Владивосток; 2021 год)
© Ichvdk / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (ЖК «Аквамарин», Владивосток; 2021 год)
  • В феврале на Яйском НПЗ введена вторая очередь — комбинированная установка переработки прямогонных бензиновых фракций УК-1. Инвестиции — порядка 30 млрд руб.
  • В том же месяце президентом страны Владимиром Путиным дан старт запуску высокопоточного научного реактора ПИК в Гатчине.
  • В марте завершена глобальная реконструкция и электрификация железнодорожного участка «Карымская-Забайкальск» протяженностью 365 км. На эти цели за последние 15 лет потратили около 100 млрд руб. Переход на электротягу поспособствует росту объема перевозок между Россией и Китаем и существенно снизит эксплуатационные расходы магистрали.
  • В апреле введен в строй участок Московского метрополитена «Хорошевская – Мневники», а в декабре — «Мневники – Каховская» с десятью станциями на линии; строительство велось на протяжении четырех лет.
  • В июне официально введена в эксплуатацию четвертая линия «Ямал СПГ», что позволит заводу выйти на производство 20 млн тонн сжиженного природного газа в год.
  • В июле открылся заключительный 25-километровый участок ЦКАД (А-113), и скоростная автомобильная трасса стала закольцованной (336 км). Общая стоимость строительства дороги превысила 340 млрд руб.
  • Осенью в Тобольске открыли построенный с нуля аэропорт, который, как считается, даст новый толчок развитию этому старейшему сибирскому городу.
  • В октябре в Тульской области на предприятии «Щекиноазот» открылся новый комплекс производства метанола мощностью 500 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект превысили 20 млрд руб.
  • В тестовом режиме запущен крупнейший на Дальнем Востоке свиноводческий комплекс «Русагро-Приморье» мощностью 80 тыс. тонн продукции в год. В проект, реализуемый с 2016 года, вложено 37,5 млрд; на предприятии создадут более 1,5 тыс. рабочих мест.
  • В декабре в Иркутской области введена первая очередь Тайшетского алюминиевого завода мощностью 428,5 тыс. тонн в год. Строительство объекта с перерывами велось с 2008 года.
  • В последнем месяце 2021-го, на три года раньше намеченного срока, введен в строй самый большой (485х114 м) в России сухой док Судостроительного комплекса «Звезда», расположенного в Приморье. Глубина сооружения составила 14 м.

часть изображений в статье использовано с сайта stroi.mos.ru по лицензии CC BY-SA 4.0