Для привлечения туристов исламского вероисповедания российские гостиницы должны соответствовать статусу халяль-отелей. Это означает наличие сервисов и услуг, удовлетворяющих религиозные потребности мусульман. К их числу относят халяльную еду, отдельные молельные комнаты, раздельные рекреативные зоны для мужчин и женщин, запрет на алкогольные напитки и многое другое. В рамках ХХ Апрельской конференции представлен доклад Анны Шнырковой из Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ, которая изучила основные пожелания туристов-мусульман к гостиницам.
Халяль-отели — сравнительно новое направление в российской индустрии гостеприимства. Интерес к этому сегменту только развивается. Сегодня насчитывается около 15 отелей, отвечающих религиозным требованиям мусульман. Само понятие «халяль» в переводе с арабского означает «все то, что разрешено и допустимо в исламе». Применимо оно ко всему: от питания и медицины до финансов и развлечений.
В сфере туризма есть отдельное направление — халяльные туры. В основном они реализуются в странах с преобладающим мусульманским населением — Саудовской Аравии, ОАЭ, Турции, Малайзии, Индонезии. Особенность таких туров в том, что туристы-мусульмане окружены комфортной инфраструктурой, отвечающей их религиозным потребностям. Имеется в виду наличие мечетей, ресторанов и кафе с халяльной едой, а также халяль-отелей.
Гостиница считается приспособленной для принятия гостей мусульман, если она отвечает следующим требованиям:
Питание
- Отсутствие алкоголя в номере и на территории отеля
- Отдельная кухня или меню с халяльными блюдами
Номер
- Кибла (стрелка-указатель в направлении Мекки)
- Коврик для совершения молитвы
- Коран
- Расписание времени молитвы
- Наличие в номере свободного пространства для совершения молитвы
- Средства для специального омовения: биде, гигиенический душ или кувшин
Дополнительные услуги
- Отдельные молельные комнаты
- Информация о находящихся поблизости мечетях и магазинах с халяльной продукцией
- Консервативная форма одежды сотрудников отеля
- Персонал, знающий канонические требования мусульман
В рамках исследования* были опрошены 182 жителя Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, которые хотя бы раз пользовались халяльными услугами во время путешествий. Среди респондентов примерно 60% женщин и 40% мужчин. Большая часть опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет.
Среди прочего респондентов просили указать, какие халяль-услуги в отеле для них наиболее важны. Результаты показали, что по значимости специальных атрибутов лидирует доступность в гостинице халяльной еды. На втором месте наличие биде или гигиенического душа в ванной комнате. На третьем — указателя Кибла в номере отеля.
Если сравнивать ответы мужчин и женщин, то оказывается, что для первых наличие в гостинице отдельной молельной комнаты важнее, чем для вторых. Женщины большее внимание уделяют наличию раздельных мужских и женских зон отдыха в отеле и доступности информации о находящихся поблизости мечетях, магазинах и ресторанах с халяльной продукцией. Для них также важнее, чем для мужчин, поведение и внешний вид сотрудников отеля.
IQ
* Исследование является составной частью комплекса исследований о халяль-туризме и халяль-отелях России.
Авторы исследования:
Анна Шныркова, ассистент кафедры общего и стратегического менеджмента Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ
Марина Предводителева, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ
Автор текста: Алёна Тарасова