Кто-то зимой тоскует по летним дням, а кто-то выбирается на природу, катается на лыжах и встречается с друзьями. Лев Толстой, например, обожал коньки, а Корней Чуковский увлекался гонками на буерах. Петр Чайковский любил уезжать в путешествия на зимние месяцы, а Илья Репин — встречать гостей в «Пенатах». Читайте наш материал и выбирайте досуг по советам классиков.
Писатель любил выбираться с друзьями на лыжные прогулки и часто хвалил их за «лыжные» подвиги. Среди его знакомых было много мхатовцев — с тех пор, как в 1926 году Булгаков дебютировал на сцене МХАТа с пьесой «Дни Турбиных». По понедельникам, когда в театре был выходной, артистам устраивали выезды с инструктором на горы близ деревни Гладышево, в Сокольники и к селу Богородскому.
В 1929 году Михаил Булгаков встретился со своей будущей супругой Еленой Шиловской и на второй же день после знакомства позвал ее на свидание в Нескучный сад — покататься на лыжах. Позже они нередко выбирались на лыжню.
12 декабря. Должны были днем идти на генеральную «Машинель» в театре Симонова, но из-за ребят не пошли. Женя ночевал у нас, они шумом подняли нас чуть ли не в семь часов. Днем попытались с Мишей выйти на лыжах. Прошли поперек пруда у Ново-Девичьего и вернулись — дикий ледяной ветер.
Елена Булгакова. «Дневник», 1933 год
Но его главным компаньоном по зимнему спорту стал драматург Сергей Ермолинский, за которого вышла замуж подруга Булгаковых Марика Чимишкян. Ермолинские жили в Мансуровском переулке, от которого легко было спуститься через Остоженку к Москве-реке. Поэтому прогулку начинали от их деревянного дома, захватив стоявшие там лыжи. «Пойдем, пойдем на лыжах, а ты, Марика, пока хозяйничай, готовь нам еду», — обыкновенно зазывал приятеля Булгаков.
В сухой зимний денек, особенно когда солнечно было, Михаил Афанасьевич появлялся у меня. <…> Он оставлял свою зеленовато-серую доху (шубу. — Прим. ред.) до пят и из такого же американского медведя большую, налезавшую на уши ушанку, натягивал неизменный вязаный колпак, и мы, закрепивши лыжи уже во дворике дома, отправлялись в поход. <…>
Михаил Афанасьевич бегал на лыжах лучше меня. Скатываясь с горки чуть покруче, я не мог удержаться, лыжи разъезжались, и я валился на бок. <…> На легком морозце, на воздухе чистейшем, райском для города, в безлюдье и вне суеты вольготно было поговорить о литературе. <…> Он не любил общих рассуждений, а вот тихое поскрипывание снега под лыжней всегда располагало его к этому.
Сергей Ермолинский «Из записей разных лет»
Автор: Татьяна Григорьева