Найти тему
Репортёр

Планы, галочки и списки – подводим итоги культурных событий из мира Ближнего Востока

Какие тренды мы могли упустить, а какие еще успеем подглядеть и поймать для того, чтобы арабские страны нам стали чуточку ближе. Авторы тг-канала «Где твой хиджаб, сестра?» собрали для «Репортёра» десяток знаковых ближневосточных тенденций: от рейва и кинофестивалей до футуристичных туристских мегапроектов.

1. Арабские страны продолжают инвестировать в современное искусство

В декабре 2021 г. в Саудовской Аравии начала свою работу первая биеннале современного искусства Diriyah Contemporary Art Biennale.

Работы 70 художников с хорошей подборкой китайских мастеров выставлены в 6 секциях. Причина китайскому «вмешательству» – куратор биеннале и директор центра современного искусства UCCA в Пекине Филипп Тинари. Он же и задал основную тему выставки «Чувствуя камни», отсылающей нас к народной китайской поговорке «Нащупывая камни, перебираться через реку» – метафора успешных реформ Китая на протяжении последних 70-ти лет.

Арабы же нащупывают «камни» современного искусства на европейских берегах. Например, кураторы павильона Объединенных Арабских Эмиратов придумали заменить обычный цемент как источник выброса углерода на аналог, сделанный из промышленных отходов, и получили «Золотого льва» на Международной архитектурной биеннале в Венеции – своевременное решение, особенно перед первым саммитом Ближневосточной зеленой инициативы в октябре 2021 г. в Эр-Рияде.

2. Арабская мода для всех

Мода по-арабски определенно не ограничивается семьей Хадид, хотя эти американские модели с палестинскими корнями только подтверждают факт – Ближнему Востоку есть что показать.

Самой запоминающейся съемкой этого года стало промо летней коллаборации Summer Vertigo модного дома Fendi, которое снимали в национальном парке Асир в Саудовской Аравии.

Фэшн-журналистика в странах региона тоже не отстает: за последние 10 лет на Ближнем Востоке отрылись редакции практически всех узнаваемых издательских домов, а в 2021 г. к ним добавились два издания, ориентированных на жителей Саудовской Аравии: Harpers Bazar Saudi и Esquire Saudi.

Европейскому взгляду нужно объяснять контекст арабского фэшна и все возможные его фитчи (хиджаб, хна и стразы), поэтому существует Совет арабской моды, который с 2017 г. занимается развитием индустрии и дважды в год проводит Arab Fashion Week. В этом году мероприятие прошло в Дубаи, где впервые в истории арабского мира состоялся показ мужских коллекций одежды.

3. Рейв в пустыне

Музыкальная индустрия в арабских странах очень разная: начиная от «электрошааби» заканчивая арабским трепом и халиджи-хитами. Но тренд в регионе обозначается точно: доступ, свобода и поддержка развлечений, в том числе музыкальных. Особый пример – Саудовская Аравия, где уже второй год гремит MDLBEAST SOUNDSTORM. Этот фестиваль, который собирает главных из мира электронной музыки, кажется вообще нереальным событием для ваххабитского королевства: люди в разных костюмах, женщины и мужчины в одном пространстве, рейв и ощущение свободы. При этом в остальных странах Ближнего Востока музыкальных фестивалей много: Jazzablanca в Марокко, Arabic Music Festival в Египте с участием Каирского оперного театра или Beirut&Beyond в Ливане.

Свободе и музыке вторит тренд на переход к независимым лейблам. Это и мигранты, диджействующие в Берлине, например, лейбл The Lazy Tapes, или ребята-выдумщики из Radio Ma3azef – интернет-журнала про современную арабскую музыку.

4. Тотальный стриминг

9 декабря Netflix в прямом эфире провел трансляцию Celebrating Arab Cinema, показав 58 фильмов 47 выдающихся арабских режиссеров, тем самым продолжив прошлогоднюю традицию знакомства пользователей платформы с арабским кинематографом (смотрите подборку сервиса с ливанским кино и коллекцию Prestige c культовыми арабскими картинами). Пока Netflix впервые открывал многие арабские фильмы широкой публике, в феврале 2021 г. стартовал независимый платный стриминговый сервис ShashaMovies. Авторы проекта каждые 2 месяца отбирают 20 фильмов из Юго-Западной Азии и Северной Африки и выставляют для показа с английскими субтитрами.

5. Кино и арабы

В Саудовской Аравии искусство торжествует по всем фронтам. Международной кинофестиваль Red Sea International Film Festival – первый в истории страны. Буквально три года назад в королевстве действовал строгий запрет на работу кинотеатров, а в этом году комитет фестиваля заявил, что намерен продвигать, как саудовский, так и в целом арабский кинематограф.

Европейская публика тоже смотрела арабский кинематограф. Этим летом египетский фильм Крылья (реж. Омар Эль-Зохайри) выиграл главный приз параллельной секции Каннского кинофестиваля – Недели критики. Картина рассказывает о мужчине, который во время детского дня рождения превратился в курицу. В основном же конкурсе Канн участвовали два арабских фильма: «Человек, который продал свою кожу» (реж. Каусар Бен Ханьи, Тунис) – кино о мужчине, который решился стать произведением искусства и Подарок (реж. Фарах Набулси, Палестина) – лента о трудностях покупки подарков в условия оккупации.

6. 2021 год – год женского кино в арабских странах

В июле в Эль-Гуне (Египет) прошел кинофестиваль, который привлек внимание обилием документальных фильмов, снятыми молодыми женщинами-режиссерами. В основном – это картины с социальным контекстом, затрагивающие больные для региона темы: женоубийство (Woman of Life, Захра Гандур – фильм про то, как Ирак справляется с убийствами женщин; спойлер: плохо), бедность повседневного быта (They Planted Strange Trees, Хинд Шуфани – картина-путешествие по галилейской деревне, откуда сама режиссер родом), революции и неудовлетворение властью (My Father Killed Burgiba, Фатима Риахи – попытка переосмыслить историю Туниса через историю отца Фатимы, который принимал непосредственное участие в свержении режима Хабиба Бургибы). В целом, ситуация с женским кино в арабском мире активно развивается, более 50% всех кинематографистов региона – женщины. Это подтвердил и прошедший в начале декабря Каирский кинофестиваль: из 22 фильмов, претендовавших на главные призы более половины сняты женщинами.

7. Переосмысление прошлого

В апреле в Египте открылся новый музей – Национальный музей египетской цивилизации. Его экспозиция затрагивает все периоды египетской истории: от древности до наших дней. В центре комплекса оказался мавзолей с мумиями, который перевезли из старого здания Египетского национального музея, устроив роскошное открытие – церемонию перезахоронения великих правителей прошлого. А осенью комплекс пирамид Гизы превратился в площадку современного искусства, там прошла выставка Forever is Now, на которой были представлены работы 10 иностранных художников. Их произведения стремились раскрыть тему времени, которое может объединять и разделять мировые цивилизации.

8. Арабы за свободу слова

В ноябре Комитет по свободе публикаций Международной ассоциации издателей (IPA) вручила награду IPA Prize Voltaire ливанскому издательству Al Jadeed за «беспрецедентное мужество в отстаивании свободы публикаций и поддержку свободы мысли». Основатель издательства ливанский режиссер Локман Слим был убит в феврале 2021 г. На протяжении долгого времени он получал угрозы.

Тема борьбы с несвободой была затронута и на арабском «Букере» (International Prize for Arabic Literature). В этом году награду получил иорданский писатель Джалал Барджас за роман Notebooks of the Bookseller. Его книга – это заметки с историями людей, которые сталкиваются с жизненными трудностями и как умеют преодолевают их. Главный герой романа – Ибрагим, продавец в книжном магазине, утративший веру в справедливость мира, находит спасение в своей возлюбленной.

9. Больше, чем алфавит

Арабская каллиграфия включена в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Этот список составляет ЮНЕСКО и разные виды всего нематериального входят в него ежегодно, например: жанр ливанской народной поэзии заджаль, шагай – традиционная монгольская игра в кости или якутский эпос «Олонхо». В этот раз в защиту каллиграфии выступила Саудовская Аравия. По мнению исполнительного директора общества сохранения наследия Саудовской Аравии Абдул Маджид Махбуб «арабская каллиграфия является символом арабо-мусульманского мира, однако в связи с технологическим прогрессом она утрачивает свою актуальность, а число специалистов в данной области стремительно сокращается». Безусловно, арабская каллиграфия как вид исламского искусства явление очень завораживающие: басри, куфи или насталик – это не просто подчерки, а целый символичный мир. В мире современного искусства и дизайна арабская каллиграфия точно особенное место занимает – одни ближневосточные примеры каллиграффити чего стоят!

10. EXPO и еще раз EXPO

Сейчас в Дубае проходит EXPO-2020 и из-за коронавирусного опоздания выставка получилась не с перерывом в год, а она растянулась аж на 3 года – официальные даты 1 октября 2021 – 31 марта 2022. Открытие прошло 30 сентября в Дубаи, где после выступления принца шейх Хамдан ибн Мухаммед Аль Мактума, EXPO-2020 получил официальный старт. Всего в EXPO-2020 включены несколько «district»: устойчивое развитие, мобильность, возможности, а также «Программа заботы о людях и планете», инициативы EXPO. Тренд на деньги и экологию с инклюзивностью полностью соблюден. Но то, что привлекает массу туристов, как и программа выставки, – футуристичные павильоны EXPO-2020. Павильон Франция, например, парит в воздухе, подсвеченный солнечными батареями и светодиодами. А российский павильон, как вихрь из разных цветных полос, рассказывает про сверхскоростную мобильность идей на огромные расстояния. Разные кухни мира, культурная программа со звездами, туристический потенциал каждой страны-участницы и новые идеи, богатство и праздник – все там, на EXPO-2020.