Если вынужденный перенос всех дел и встреч в дистанционный режим добавил вам нервозности и разрушил work&life balance, то, возможно, вы имеете дело с профессиональным выгоранием. Да, оно случается и на удаленке.
Предупреждение: не пытайтесь отыскать у себя симптомы выгорания сразу после прочтения статьи. Возможно, вы устали, и вам просто нужно отдохнуть.
ЧТО ТАКОЕ ВЫГОРАНИЕ
Всемирная организация здравоохранения признала выгорание реально существующей проблемой. В январе 2019 года оно было включено в Международную классификацию болезней. Выгорание не классифицируется как медицинская проблема, но, тем не менее, его относят к списку факторов, влияющих на состояние здоровья населения и являющихся поводом для обращения в медучреждения.
Профессиональный синдром эмоционального выгорания вызывается хроническим стрессом на рабочем месте, который работник не преодолел вовремя. Сегодня мы находимся в обстановке VUCA-мира (VUCA — это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty(неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), отражающий потерю человеком жизненного ориентира и сопутствующую турбулентность). Более того, вынужденные условия «вечной удаленки» часто подталкивают нас постоянно находиться в режиме онлайн. Например, рабочая переписка может выходить за пределы графика, что мешаетполностью отключиться от дел.
Такая мобильность — это, с одной стороны, очень здорово, но с другой — она не дает отключиться от работы. Часто случается так, что люди продолжают решать рабочие задачи даже в отпуске, что нередко повышает уровень тревоги и стресса. Существует термин абсентеизм — это невыполнение людьми рабочих обязанностей по различным причинам (отпуск, больничный или прогулы). А теперь появился новый термин — ливизм. Это состояние, при котором человек не может отключиться от работы.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ
Первый маркер, сигнализирующий о запуске процесса выгорания, — это чрезмерная увлеченность конкретным проектом или задачей. Сотрудник погружается в процесс и перестает контролировать рабочее время, постепенно выходя за рамки своего привычного графика.
В какой-то момент, когда затраченные силы перевешивают уровень отдачи, появляется ощущение мотивационного и физического истощения. Затем человек начинает постепенно дистанцироваться от своих рабочих обязанностей, они становятся для него менее эмоционально значимыми.
В таких ситуациях нередко проявляются негативизм и цинизм и постепенно возрастает вероятность обесценивания собственных достижений.
Но главная и самая коварная особенность выгорания — его «тихая поступь». Отследить и остановить процесс в самом его начале практически невозможно.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ЭТО ВЫГОРАНИЕ, А НЕ СТРЕСС И УСТАЛОСТЬ
Отличить обычную усталость или стресс от выгорания достаточно сложно, но разграничивать эти состояния необходимо. Если человек не утратил желание работать и может восстановить силы при помощи отдыха, то мы имеем дело с усталостью. Иногда выгорание также путают со стрессом — чрезмерной реакцией на происходящие события. Но если человек действительно выгорел, то улучшений в его состоянии не наблюдается, как правило, даже после длительного отдыха или смены деятельности. Выгорание — это невовлеченность, ощущение собственной бесполезности и потеря работоспособности.
Здесь важно подчеркнуть значение ментального здоровья. Всемирная организация здравоохранения определяет его как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться со стрессом в легкой форме, продуктивно и плодотворно работать. В ситуации эмоционального выгорания соответствовать всем этим пунктам становится если не полностью, то частично невозможно.
Следующие пункты позволят вам понять, испытывает ли сотрудник профессиональный синдром эмоционального выгорания:
• жалобы на непроходящую усталость, вялость и сонливость, которые не покидают работника в течение всего дня;
• отсутствие былой инициативности и заинтересованности в рабочем процессе, потеря энергичности;
• отрицательная оценка собственных достижений и занижение уровня компетенций, утрата веры в успешный исход событий;
• раздраженность, «срывы» на других коллег и отдаление от них, тревожность без повода;
• концентрация на процессах, не требующих кропотливой проработки, и игнорирование реальных задач, которые необходимо решить;
• нарушение рабочего графика и невозможность следовать ему.
Распознать, что у человека из ближнего окружения что-то идет не так, легче в ситуации постоянного контакта в коллективе. Например, в ходе разговора руководитель может заметить, что сотруднику становится сложнее удерживать внимание на обсуждаемой теме и проявлять заинтересованность рабочим процессом. В этом случае можно уточнить у человека, все ли у него в порядке, что он чувствует? Часто такой разговор заставляет сотрудника задуматься над своим самочувствием.
ОСОБЕННОСТИ ВЫГОРАНИЯ НА УДАЛЕНКЕ
Из-за почти постоянного пребывания дома переключаться между процессами становится все сложнее. Факторы роста напряженности могут быть разными: от количества личного пространства в четырех стенах до степени восприимчивости человека к потоку плохих новостей. Отсутствие привычных ритуалов (например, поездки или похода до офиса и домой, ланчей в кафе и встреч с коллегами) усугубляет картину — опции, которые позволяли «выдохнуть» в середине рабочего дня, стали недоступны.
Восстановить такой распыленный распорядок вполне реально — достаточно прикрепить конкретные занятия к предметам и местам в домашней обстановке. Например, установить внутренние правила поведения в домашнем офисе: работать только за ноутбуком, обедать за кухонным столом, а отдыхать только на диване, не смешивая эти цепочки между собой.
КАК СОХРАНИТЬ WORK&LIFE BALANCE НА УДАЛЕНКЕ
Избежать регулярных переработок и последующей усталости поможет четкое разграничение рабочего и личного времени. Кроме того, не стоит пренебрегать соблюдением «режима черного экрана»: обязательно выключайте уведомления на компьютере и телефоне в нерабочие часы.
Нужно договориться с самим собой и выделить для себя время, которое позволит быть полностью офлайн, но без ущерба для рабочего процесса. Когда сотрудники находятся на удаленке, это нередко воспринимается как обязанность быть онлайн 24/7 — это вредная установка.
От отпуска во время дистанционной работы отказываться также не стоит. Отдых нужен и от домашнего офиса — усталость копится в большей степени не от места, в котором вы работаете, а от выполнения конкретных функций.
ЧТО ДЕЛАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ, КОТОРЫЙ ВЫГОРЕЛ
Выгорание у рядового сотрудника и руководителя возникает и развивается по одному и тому же сценарию, однако этапы выхода из состояния неудовлетворенности в каждом из случаев имеют свои особенности. Если подчиненный может получить «первую помощь» в разговоре со своим руководителем, то сотруднику на руководящей должности стоит действовать по следующему сценарию:
• оценить, насколько хорошо вы чувствуете себя физически (испытываете ли вы недостаток сна, физической активности или полноценного и здорового питания);
• обозначить границы рабочего времени и проследить за тем, чтобы задачи не решались в выходные и после окончания рабочего дня;
• зачастую руководитель несет ответственность за группу проектов и итоговые результаты компании; отсюда вытекает необходимость делегирования полномочий и создания пула заместителей, которым можно доверить выполнение некоторых задач;
• если понять причину выгорания и справиться с ним самостоятельно не удалось, то руководителю следует обратиться к специалисту.
Если вы чувствуете, что есть какая-то проблема (и она, скорее всего, связана с выгоранием), то ее обязательно нужно проговорить. В случае, если решить ее совсем не получается, возможно, стоит обратиться к специалисту. Однако игнорировать состояние, не позволяющее полноценно жить и работать, точно не нужно.
Если раньше наличие симптомов выгорания считалось признаком слабости, то сегодня в их существовании нет ничего стыдного. Профессиональный синдром эмоционального выгорания признан медицинским сообществом и активно обсуждается не только в профессиональных кругах, но и в медийном пространстве.