История отечественных пожарных машин – началась в далеком 1904 году, когда знаменитый русский конструктор изобретатель, Петр Александрович Фрезе, создал первый в Российской Империи пожарный автомобиль.
Впрочем, в СССР, серийное производство такой спецтехникии, стартовало гораздо позже.
Сборку первых пожарных автомобилей, производства СССР поручили Миусскому заводу, противопожарного оборудования, города Москвы.
Серийное производство стартовало в 1930 году моделью - АМО Ф-15 «Промет».
Помимо насоса, мощностью 600 л/мин, модель оснащали дополнительным оборудованием - трехсекционной лестницей, лестницей-штурмовкой, напорными рукавами, шанцевым инструментом, другим вспомогательным снаряжением.
Производство данных автонасосов завершилось в 40-х, а всего за это время вышло около 300 штук.
В 1932 году на свет появилась пожарная машина ГАЗ модель № 1, на шасси знаменитой полуторки ГАЗ-АА, которую собирали на том же московском заводе.
ПМГ-1 разрабатывали специально для локализации пожаров в сельской или пригородной местности.
Помимо полного комплекта пожарного оборудования, машину снаружи оснащали двумя рядами деревянных лавок, для перевозки пожарного расчета, из 8-и человек.
Более удобные места для водителя и командира расчета, находились в закрытой кабине. Эти модели производили до 1941 года.
Во время войны, из-за бомбежек, выходили из строя системы водоснабжения, возникла проблема с доступом к открытым источникам воды.
Следовательно, локализация пожаров на местах, часто требовала оперативного подвоза воды. Для этой цели создали пожарную цистерну ПМЗ-2, на шасси грузовика ЗИС-5. Вместимость цистерны составила 1500 литров.
Невозможно представить автопарк советских пожарных машин, без лестничных модификаций. Здесь достойна упоминания автомеханическая лестница - Metz DL-26, на Шасси грузовика ЗИС-6, которую предоставили советским пожарникам в 1947 году.
До середины 60-х выходило еще несколько интересных экземпляров пожарных машин, основной базой для которых по-прежнему оставались ГАЗ или ЗИС.
Далее, на замену устаревшим ЗИСам и ГАЗам, пришел более современный ЗИЛ. Так в 1966 вышел полнопривводный ЗИЛ-131 на трех ведущих осях.
Этот тяжеловес зарекомендовал себя как надежный армейский грузовик. Подтверждением этому служит факт того, что большинство советских ЗИЛов, находились в автопарке вооруженных сил СССР.
Насчет пожарной модификации, модель 131 выпускалась в двух форматах кузова: цистерна и автолестница.
Первые образцы пожарных модификаций – попали на обеспечение соответствующих частей в 1969 году. Эти специализированные пожарные автомобилм выпускали достаточно крупными, тысячными партиями.
Доля выпущенных автолестниц за историю производства составила 2000 экземпляров, а цистерн вышло 10 000 штук. Благодаря такому стремительному темпу производства, эти пожарки быстро распространилась по союзу и стали основным пожарными машинами во всех крупнейших республиках союза.
На ряду с ЗИЛовскими «пожарками», чрезвычайную популярность обрели пожарные машины, на шасси военного автомобиля повышенной проходимости «Урал-375», 1974 года выпуска.
Этот великан на трех осях достойно выполнял функцию автоцистерны, хоть и использовал другой способ тушения пожара, а именно воздушно-пенный, более эффективный, чем классический метод. В основном «Уралы», использовали для гашения, наиболее тяжелых пожаров.
Во времена в СССР производили огромное количество всевозможной пожарной техники. Помимо ГАЗов, также встречались и КАМАЗы. Впрочем, наиболее популярные – пожарные автоцистерны с лестницами на шасси ЗИЛ и Урал.
Надежность этих машин, помноженная на отменные технические характеристики, держала их на плаву даже спустя много лет после развала Советского Союза.
А что тебе известно про пожарную технику времен СССР? Поделись своим мнением в комментариях ниже.