С самого рождения родителям просто необходимо ограничивать детей в каких-то действиях, чтобы они со временем учились запрещать их себе сами: даже если очень хочется засунуть вилку в розетку, лучше пройти мимо, потому что последствия такого решения будут крайне неприятными.
Но если этот пример — важное правило безопасности, то запрет на разрисовывание мебели и стен может восприниматься некоторыми людьми как ограничения в свободе: «Ребёнок так выражает своё творчество. Нельзя запрещать ему делать это». Безусловно, устраивать скандал за каляку на обоях не стоит, но обязательно надо объяснить проказнику, почему этого делать нельзя. Вседозволенность и отсутствие правил в жизни ребёнка способствуют тому, что в будущем он может стать чересчур самоуверенным человеком в плохом смысле этого слова. Но и чрезмерные запреты тоже не приносят никакой пользы. Золотую середину можно найти, если следовать некоторым советам.
Не запрещайте слишком много
Если запрещать играть в компьютер, засиживаться в соцсетях, гулять до позднего вечера или общаться с нежелательными друзьями, будьте готовы к тому, что после совершеннолетия ребёнок с лихвой обеспечит себе всё это и «забьёт» на более важные вещи.
А вот если запреты касаются реально рискованных вещей — алкоголя, курения или запрещённых веществ, — надо учить, как противостоять искушению и грамотно отвечать тем, кто предлагает попробовать.
Не запрещайте сгоряча
Ира любит играть в машинки и всегда заставляет ими прихожую и коридор: у двери стартовая площадка, перед шкафом станция техосмотра, а по коридору расставлены ограждения, за которыми собрались зрители из лего. Мама Иры всегда любовалась плодами воображения Иры и не запрещала ей разбрасывать игрушки по всей квартире. Правило было только одно: ночью на полу их быть не должно.
Но сегодня мама пришла с работы уставшей и, разувшись, сразу наступила на игрушки. Она стала кричать и обвинять Иру в том, что вокруг бардак, и все игрушки надо собрать немедленно. И Ире можно играть только в одном углу своей комнаты. Девочка не поняла, почему вдруг ей запретили играть в коридоре — она же всегда так делала.
То, что сделала мама Иры, — не запрет, а эмоциональный всплеск. Справляться с раздражением лучше без ребёнка. Уйдите в другую комнату, успокойтесь, а затем подумайте, что именно надо запретить, насколько это важно для членов семьи и ребёнка, и только потом вводите новое правило.
Объясняйте своё «нет»
Маленьким детям сложно понять, почему им нельзя играть на подоконнике, жечь спички дома или баловаться с плитой, например. Родителям следует набраться терпения и несколько раз упрощённо объяснять своё «нет», удерживая от опасных вещей силой. Например, малышу непонятно, почему играть с розеткой в стене нельзя. Ярко объясните ему, что в розетке живёт злое и опасное электричество — своеобразный огонь, который делает очень больно, если его потревожить.
«Нельзя» для всех
Как думаете, откажется ли ребёнок от смартфона за едой, если видит, как все члены семьи за обеденным столом сидят в телефонах? Родительский пример — фундамент воспитания. Если вы запрещаете ребёнку брать в руки смартфон за столом, то и вам это делать запрещено. Дети гораздо лучше воспринимают форму «мы этого не делаем», чем «тебе нельзя».
Что делать, если ребёнок негативно реагирует на запрет
Дети реагируют на ограничения и запреты по-разному: у кого-то начинается истерика, кто-то сильно злится, а некоторые начинают манипулировать. Если малыш начал плакать, злиться и протестовать, необходимо стойко выдерживать эти реакции и правильно реагировать на них. Можно сказать: «Я понимаю, что ты огорчена из-за того, что… Это действительно неприятно, но…» Обозначение и принятие чувств малыша поможет ему легче перенести запрет. Если же ребёнок с помощью уговоров или шантажа пытается добиться желаемого, важно не вестись на провокации, иначе у ребёнка такая модель поведения закрепится как успешная.
В любом случае нельзя оставлять ребёнка со своими переживаниями наедине, только если он сам этого не хочет. Маленького ребёнка можно отвлечь чем-то другим, а вот с детьми постарше лучше договариваться: сначала объяснять причину запрета, а потом, если возможно, предлагать альтернативу.
Важно: если ребёнок принял отказ и подчинился — это акт доброй воли с его стороны, и его необходимо закрепить соответствующим актом доброй воли со стороны родителя.