В предыдущей заметке я упомянул, что эпифитный кактус апорокактус флагеллиформис (Aporocactus flagelliformis), который последние три десятка лет относили к роду Дизокактус (Disocactus), оказался все-таки представителем отдельного рода, вместе с близким видом а. мартианус (A. martianus). Так что древний род Апорокактус полноправно восстановлен в современной системе семейства кактусовых.
Я с этим своеобразным кактусом познакомился еще в школьные годы. По старинной немецкой картинке (вкладка такая была в Малой советской энциклопедии). Поражало необычное для кактусов сочетание змеистых стеблей с яркими изящными цветками. Довольно скоро я нашел и сам апорокактус. Это и не трудно было: ведь апорокактус – один из первых представителей семейства, появившихся в Европе. В XVII веке еще, и описал его не кто-нибудь, а сам Карл Линней. Апорокактус очень давно стал обычен в мировом комнатном цветоводстве, и в российском тоже.
Первая встреча с ним ужасно разочаровала. Цветков, конечно, на нем не было. Но главное – на немецком рисунке он был густо покрыт красивыми темно-золотыми щетинками. Да и в описаниях колючки густые и золотисто-коричневые. И тонкие стебли, по описаниям, не такие уж тонкие – 1-2 см толщиной. В реальности же стебли были тонюсенькие, как и «колючки»-щетинки – слабые, редкие и … совсем белесые! Полностью оправдывал реальный апорокактус свое незавидное бытовое название «крысий хвост». Кстати, во всех основных языках его так называют.
Я потом разобрался в чем тут дело, чуть ниже поясню.
Пока же отмечу неоспоримое достоинство моего тогдашнего приобретения: небольшой черенок легко и быстро укоренился и пустился в рост. И на конце появилась кисточка прироста, и в основании проснулись почки в ареолах. Неказистый черенок стремительно превращался в милый кустик, но колючки росли тоже мягкие и белые, хотя и более пушистые. Такие волосовидные колючки появлялись до тех пор, пока я не выставил апорокактусеныш на солнечное место. И вот тут в местах прироста стали формироваться уже нарядно-розовые и существенно более мощные молодые колючки, которые, матерея, наливались долгожданным золотом.
В этом то и крылась проблема: в комнатной культуре апорокактус выращивают как и другие эпифитные кактусы – «декабристы», шлумбергеры, рипсалисы. А они – подобно их пустынно-горно-степным собратьям – предпочитают жесткие условия: яркое солнце, дневные и сезонные перепады температур, свежий воздух без избыточной влажности, нечастые поливы и период зимнего покоя.
Но в чем-то культура апорокактуса совпадает с принципами выращивания других эпифитов. Субстрат им нужен более легкий, рыхлый и питательный, чем обычным кактусам. И немного более щедрая подкормка, лучше – минеральными удобрениями.
Очень хорошо апорокактусам летом на свежем воздухе. На открытой солнечной веранде, на балконе и даже в кроне дерева, если горшок с растением закреплен так, что не станет болтаться на ветру.
Когда все это апорокактусу было предоставлено, он быстро превратился в того красавца с картинки. И через пару лет весной появились бутоны, а затем и роскошные цветки.
Его цветки покажутся очень знакомыми – ну да, у популярных шлумбергер почти такие же! Малиново-розовые, с длинной трубкой и скошенным венчиком. Но на змеевидно струящихся побегах смотрятся они совсем по-новому.
Ветви апорокактуса категорически свисающие. Даже не надо пытаться их подвязывать, цеплять к опорам. При этом у зрелых экземпляров они достигают метровой длины и более. Так что только ампельное выращивание. Неглубокая емкость, максимальное дренирование: вода не должна в ней задерживаться, а тем более – застаиваться.
Главная проблема с выращиванием апорокактуса, на мой взгляд, вот в чем. По-настоящему роскошны и ценны зрелые многолетние экземпляры. Но они крупные, тяжелые, с десятками жестких густо околюченных ветвей. Манипулировать с ними сложно и тяжело. А ведь нужно их регулярно перевешивать и … пересаживать!
Иногда рекомендуют пересадку апорокактусов даже ежегодно! Так опасны для их чувствительных корней неизбежные изменения структуры и кислотности земляной смеси. Правда, если долго их не пересаживать, они – в отличие от некоторых нежных шлумбергер - не погибнут. Но станут чахнуть, потеряют величественный облик, цвести перестанут. Вот поэтому получается, что достойный старый апорокактус в культуре редко увидишь.
Редко увидишь и растение с плодами. Поскольку плоды образуются только при перекрестном опылении. Это – небольшие сочные красноватые или зеленоватые ягоды с колючками, даже более развитыми, чем на стеблях.
В природе апорокактус флагеллиформис довольно изменчив. Есть формы, различающиеся толщиной стеблей, количеством ребрышек и колючек, оттенком окраски цветков, формой лепестков. Некоторые из таких форм даже были описаны в качестве отдельных видов – их названия еще можно найти в справочниках. Но все эти различия цветоводам не особенно заметны, а коллекционерам – не интересны. Природное разнообразие вида в культуре никак не представлено. Зато апорокактус – родоначальник своеобразного и перспективного, на мой взгляд, направления декоративной селекции: выведение сортов апорофиллумов. Этим выдающимся кактусам я отдельную заметку посвящу.
Здесь же напомню, что у моего любимца есть собрат – а. мартианус. Он мало отличается. Стебли потолще, посолиднее. Цветки более алые. Цветение не такое пышно-обильное. По крайней мере, на тех растениях, которые были у меня, и которые я вижу на фотографиях.
Два вида легко срещиваются и их гибрид даже получил ботаническое описание. Но ничего примечательно в нем нет – только нарушает генетическую чистоту апорокактусов. Повторять такой эксперимент не стоит.
Однако в культуре можно встретить действительно примечательную и выдающуюся вариацию апорокактуса – кристатную форму (A. flagelliformis ‘Cristata’). Собственно, это проявление интересного явления – фасциации, или аномального разрастания побегов. В результате образуются уродливо-красивые разрастания, особенно эффектные у суккулентных растений. Множество поражающих воображение кактусов – это как раз результат фасциации; те из них, которые имеют гребенчатую форму, называют, соответственно, гребенчатыми или кристатными. Подобные образования у апорокактуса известны издавна, и в сравнении с кристатами других кактусов имеют ту особенность, что гребневидным становится не весь кактус, а лишь одна из его ветвей. Само по себе зрелище такого растение удивляет и восхищает. Но если мы хотим сохранить удивительную мутацию и сделать ее самобытно-выразительной, необычный побег лучше привить на надежный кактус-подвой. В настоящее время кристатные апорокактусы массово не размножают, встречаются они редко; про их цветение я не слышал никогда. Это своего рода поцелуй ангела – кому повезет.
Все фотографии - мои.