"Матрица" мне всегда казалась классическим фильмом о мошенничестве с элементами газлайтинга. Группа хакеров-аферистов, с целью взлома серверов крупной IT-компании, убеждает молодого программиста и хакера Томаса Андерсона, психически нестабильного и не спящего ночами, что он живет в Матрице и призван стать супергероем. Взломщики последовательно и изобретательно, включая медовую ловушку, сводят его с ума, на пути к своей цели. В конечном счете сервер взломан, а ненужного хакера попросту убивают, накачав веществами...
На "Матрицу-4" я, соответственно, шел с самыми мрачными ожиданиями. Понятно, что это будет один сплошной фансервис (сделанный, к тому же, очень примитивно, банально - врезками из прежних фильмов), но поверх него я ожидал нудной псевдофилософской истории, напичканной пропагандой Повесточки и прерываемой боевками.
Поначалу фильм оправдывал мои худшие ожидания и первый час я сидел с недоумением зачем я сюда попал и на что трачу свое время. История "Нео-геймдизайнера", обновленные Морфеус и агент Смит, - всё это отдавало отменной тухлятиной с запахом постаревших Нео и Тринити.
Однако к концу фильм разогнался, стал разнузданным и, в этом смысле, по настоящему интересным. Да что уж там, я пришел в полный восторг. Вместо унылого фан-кино "Матрица-4" превратилась к концу в блистательный помоечный треш.
Вместо того, чтобы заливать Повесточку по капле, исподволь, "сестра Ванчовски" перешла к грубым, прямым и агрессивным посланиям и символам, прокрикиванию основных пунктов Повесточки открытым текстом и карикатурными образами. И именно этим оно сделало фильм интересным - как прямая грубая агитка всегда интересней как манифест, чем долгое литье воды.
Перечислю только некоторые тезисы, которые навязываются в фильме грубо и открытым текстом:
Абсолютный враг - это белый мужчина, белый мужчина - это абсолютный враг. Это уравнение характерно было уже для первых матриц, но здесь в образах Аналитика (с его подчеркнуто культурным, олдскульным кабинетом) и Смита это доведено до абсолюта. Уже в первых матрицах в образах Архитектоа и Агента Смита сконцентрирована была ненависть к классическим республиканцам. Здесь она доведена до утрированности.
Никакого народнического мессианизма с идеей освобождения человечества от власти Матрицы тоже не осталось. "Матрица-4" - это фильм полный презрения к простым людям, которые рассматриваются как боты и зомби. "Избранные" должны раскидывать их, давить колесами, расстреливать из автоматов. Такую концентрированную ненависть к "населению" я видел до сих пор только в нашем "Аванпосте", который, кстати, сравнительно с "Матрицей-4" покажется крепким оригинальным боевичком. Становится ясно, что голливудские леваки списали "массового" американца со счетов, причислили к быдлу-ботам, которое можно только уничтожать.
Консервативный романтизм, тоска по старой Америке и старой культуре превращены в образе Меровингена в deplorable, в натурального вонючего бомжа, скандирующего, что старые сюжеты, старые книги и фильмы были лучше. Напомню, кстати, что Меровинген - имя говорящее, в европейской мифологии - это носитель старой священной королевской крови (о чем смотрите в "Коде да Винчи").
Семья - это иллюзия и обман, созданная Матрицей, чтобы держать в рабстве свободную женщину в лице Тринити. Досмотрев до этого момента я восхитился грубой наглостью пропагандистского приема и испытал прилив натуральной ненависти.
Феминистская тема продолжена с карикатурной наглядностью в сцене, в которой Тринити способна летать, в противоположность Нео, и "держит" обоих. И здесь тема повесточного кино последних лет с "сильными женщинами" и "слабыми мужчинами" доведена до карикатурного абсолюта.
Морфеус-Обама умер, уничтоженный злыми машинами-трампистами, а с ним погиб и Зион. Но на Ио основана новая колония во главе с негритянкой-лесбиянкой Ниобой, в которой люди и дружественные им машины совместно осуществляют обратную разработку нормального мира - клубничку выращивают, небо подкрашивают.
Однако между Ниобой и Нео сразу же обозначается скрытый конфликт. И здесь, пожалуй, мы видим наиболее радикальный идейный поворот фильма по сравнению со старой трилогией. Если раньше идеей было освободиться от Матрицы любой ценой, то теперь все стало сложнее.
По сути признается, что никакого другого нормального мира, кроме Матрицы, не существует. Любые элементы и остатки "нормального мира" в городе Ио создаются путем обратной разработки из Матрицы. Даже встречи с планированием атаки на Матрицу приходится проводить в Матрице в красивом лесочке. То есть нормальный мир - это как раз Матрица, а мир свободных киберпанков никогда таковым не станет, жить в "реальном мире" вместо Матрицы люди, по большому счету, уже не могут.
И здесь обозначается новая программа, новая философия, новая миссия Тринити и Нео - захват Матрицы. Свобода переустраивать её по своему произволу, летать по ней, разукрашивать лгбт-флагами. Тринити любуется красотой матричного заката и становится понятно, что ни в какое убогое гетто типа Зиона или Ио она не пойдет. Она будет жить здесь и хозяйничать здесь.
Центральное послание финала фильма очень просто: "Мы не хотим свободы, мы не хотим жить вне мира иллюзий и машин. Мы не хотим быть свободными. Мы хотим быть паразитами на вашем паразитизме. Мы хотим жить в вашей Матрице, гадить в ней и разрисовывать ее радужными флагами. Летать и гадить. Гадить и летать".
Перед нами так сказать манифест американского леволиберального креаклитета, который тоже не хочет свободы от капитала, он хочет сытного паразитирования на капитале. Он уже не хочет освобождать "быдло" из Матрицы. Он хочет летать над ним по матричному небу. И гадить. Гадить. Гадить.
Не случайно Нео в начале фильма, сидя на крыше, смотрит именно на летающее и гадящее существо, голубя, и говорит: "А кажется это так просто".