В наших палестинах глубоко укоренилась идея изменения своей жизни путём прослушивания различных внушений. Или, чтобы звучало весомей, аффирмаций.
Очень соблазнительная идея, доложу я вам. Ничего делать не нужно, никаких усилий прикладывать не придётся, слушай тебе и наблюдай, как чудесным образом меняется жизнь.
Самая крутая концепция звучит примерно так: “Вы просто слушаете специальную музыку, а на подсознательном уровне происходят нужные вам изменения”.
При этом, что любопытно, некоторый эффект от прослушивания есть. Самый очевидный, это, конечно, запоминание. Чем чаще мы что-то слушаем, чем лучше это запоминаем. Правда, само по себе запоминание жизнь не меняет, но ведь это никого не волнует, верно?
Во-вторых, действительно существует подпороговое восприятие (subliminal perception). Человек может не понимать, что он уловил какой-то сигнал, но начинать действовать, так сказать, в сторону этого сигнала.
Скажем, человек может на подпороговом уровне услышать за спиной шаги и ускориться. Если у него спросить, слышал ли он шаги, человек ответит, что не слышал. На вопрос о причинах ускорения человек ответит что-то вроде “просто решил пойти побыстрее”.
Есть и другие интересные особенности подпорогового восприятия. Например, оказывается, что подпороговые сигналы мы запоминаем и потом, уже в «надпороговом» состоянии они нам более приятны, чем другие «надпороговые», которые мы видим впервые. То есть, если подпорогово дать прослушать три набора нот, а потом смешать их с другими наборами, то эти три человек определит как более приятные, чем остальные.
Отсюда, видимо, и родился миф о 25-м кадре (миф этот родил конкретный человек, он явно на что-то опирался; возможно, вот на эти эффекты подпорогового восприятия).
Но не стоит бояться, что таким образом вас можно обмануть или сподвигнуть на какие-либо действия. Дело в том, что существование подпорогового восприятия вовсе не означает наличия подпорогового воздействия (subliminal influence). И никакие 25-е кадры или аудиозаписи аффирмаций ничего не смогут с вами сделать – к счастью или к сожалению.
Почему я так уверен в этом? Спасибо известному социальному психологу Пратканису с коллегами. Они провели интереснейший эксперимент (Greenwald A. G., Spangenberg E. R., Pratkanis A. R., Eskenazi J. Double-blind tests of subliminal self-help audiotapes. Psychological Science. – 1991. – 2. – Pp. 119-122.)
Эксперимент был сделан элегантно и где-то даже цинично. Выражаясь современным языком, психологи зачётно потроллили любителей и производителей аффирмаций.
Дело было так.
Учёные отобрали некоторое количество участников эксперимента по изучению влияния аудиозаписей с разными внушениями. В качестве материала для изучения использовались две записи. Первая якобы должна была улучшить самооценку, другая содержала аффирмации для улучшения памяти.
Для начала у участников эксперимента замерили стартовые показатели самооценки и памяти, а потом разбили на четыре подгруппы. Первая подгруппа получила аудиозапись для повышения самооценки. Вторая подгруппа – аудиозапись для улучшения памяти. Это, как легко догадаться, были контрольные группы.
Члены третьей подгруппы считали, что получили запись для улучшения самооценки. На самом же деле им выдали записи для улучшения памяти (и экспериментаторы это знали).
С четвёртой подгруппой проделали то же фокус. Её участники думали, что получили записи для улучшения памяти, но на самом деле им выдали записи для улучшения самооценки.
Пять недель участники честно слушали эти записи. А потом они пришли к психологам – и началась веселуха. Добровольцы из первой подгруппы (слушали записи про повышение самооценки) были уверены, что самооценка у них подросла. Участники из второй подгруппы (слушали про память) тоже считали, что у них произошли улучшения – с памятью.
В это можно было бы поверить, если бы не третья и четвёртая подгруппы. Участники третьей подгруппы верили, что слушали запись про самооценку, поэтому утверждали, что их самооценка выросла. Но на самом деле, они слушали записи про улучшение памяти, и улучшиться должна была память.
С четвёртой группой получилась такая же петрушка, только соответственно их раскладу.
Ну и самое главное. Ни у кого из участников контрольное измерение не показало улучшения самооценки или памяти. Ни в первой, ни во второй, ни в третьей, ни в четвёртой подгруппе.
Оказалось, что весь эффект, который дают эти записи, а) зависит исключительно от убеждённости слушающего относительно записи; б) никак объективно не проявляется.
Другими словами, можно взять одну запись, наклеить на неё какое угодно название и люди будут верить в действенность этой записи – в зависимости от названия этой записи. Скажете, что эта вот запись с внушениями работает на “притяжение мужчины”, – поверят, что научились притягивать мужчину. Скажете, что эта запись помогает развить уверенность в себе, – поверят.
Даже независимо от того, каким будет содержание записи – подпороговые сигналы или чёткий текст внушения. Главное во всей этой истории – название записи. Название и сформированный миф о чудодейственной силе таких записей.
Кстати, вот отличный способ заработка. Запишите сто двадцать минут тишины, наложите это на запись с шумом, скажем, океана, и продавайте как чудодейственное средство на все случаи жизни – от геморроя до бедности.
Это будет, конечно, мошенничеством… Зато дело доходное и непыльное. Пользуйтесь на здоровье!
Оставляя шутки в стороне, сообщаю: и тренинги, и книги, и аудиозаписи содержат только информацию, которую необходимо применять, применять и применять. Никаких подсознательных изменений просто нет. Везде есть только упорство, усидчивость и настойчивость. Ну и, пожалуй, немного везения.
А у меня всё, спасибо за внимание.
Не согласны? Добро пожаловать в комментарии, у меня здесь свобода слова.
В дополнение рекомендую:
Психосоматика: выдумки и реальность
Магическое мышление: как взрослые люди совершают глупости
Фото автора Tirachard Kumtanom: Pexels